Толкования на Мал. 4:1

Свт. Кирилл Александрийский

Зане се, день грядет горящ яко пещь и попалит я, и будут вси иноплеменницы и вси творящии беззаконная стеблие, и возжжет я день грядый, глаголет Господь вседержитель, и не останется от них корень ниже ветвь

Следует думать, что в огне будет день суда, «в оньже небеса… с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» все… «нова же небесе и новы земли по обетованиям его чаем» (2Пет. 3:10, 13), как сказал один из святых учеников. Итак, приидет, говорит, «яко пещ», день Господень, и «пожжет всех иноплеменников», а к ним присоединит и «творящих беззаконная», – одно будет наказание тем и другим. Заметь искусство (научения). Теперь упомянул иноплеменников потому, что они (иудеи) ублажали их, говоря: «и ныне мы блажим чуждих, и созидаются… творящии беззаконная, и сопротивишася Богу, и спасошася» (Мал. 3:15), – так вот поэтому-то и говорит, что они будут сожжены, как противоборствовавшие славе Божией и решившиеся поклоняться твари вместо Творца (Рим. 1:28).

Примем во внимание и то, что иноплеменниками и в другом смысле могут называться идолослужители и неким иным образом отчужденные от священного и избранного рода, разумею, например, еретиков, о коих можно говорить, и со всей справедливостью: «от нас изыдоша, но не быша от нас: аще бо от нас были, пребыли бы с нами» (1Ин. 2:19). Они, отказавшись от божественного благородства и отделившись от священного и избранного рода, соделавшегося «в снабдение» (Мал. 3:17), очевидно чрез веру во Христе, – будут пищей всепожирающего огня. Такой же участи подвергнутся от Бога и «творящии беззаконная», хотя бы они быть может и находились в числе уверовавших и избранных, и знающих Того, Кто Бог по природе и истинно. Ведь этого одного недостаточно им для отмытия от греха, если истинно, что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20). Вера во Христа, конечно, оправдывает (Гал. 2:16) и освобождает от нечистоты прежних грехопадений. Но если кто после сего окажется нерадивым и снова впадет в плотские и мирские страсти, то он как бы умертвит в себе веру, ничего не прибавляя достохвального, но, напротив, возвращаясь снова к прежней неправде жития. О таковых говорит и божественный ученик: «лучше бо бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданныя им святыя заповеди: случися бо им истинная притча: пес возвращься на свою блевотину, и: свиния омывшися, в кал тинный» (2Пет. 2:21–22). Итак, и «творящии беззаконная» наравне с иноплеменниками будут «стеблие» (солома) и так же, как и оно, подвергнутся сожжению, когда настигнет огонь. Ведь зерно собирается в житницу, как и Спаситель говорит о святых жнецах, а полова сожигается огнем неугасимым (Мф.13:39–42, ср. Мал. 3:17 и паралл.). «И не останется от них корень ниже ветвь», то есть не будут иметь никакой надежды снова возродиться к жизни, – жизни, говорю, достолюбимой и как бы во славе Божией, состоящей (жизни) в святости и блаженстве. Ведь когда корень не совсем отсечен и ветвь не до основания вырвана, остается некая надежда на возрождение снова, «есть бо древу надежда», по написанному (Иов. 14:7); так что и после того как срублено, снова будет расти, и побеги ее не прекратятся. Если же снизу и с самого корня совсем вырывается и подвергнется полному отсечению ветвей, то вместе с тем, конечно, погибнет для него и всякая надежда на возможность снова возродиться к жизни. Итак, сравнением с растениями указывает на уничтожение всякой надежды для грехолюбцев. О сем и божественный Исаия возвещает ясно в словах: «червь… их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти» (Ис. 66:24).

Толкование на пророка Малахию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 1–3 Ибо вот придет день, пылающий, как печь, и будут все гордые и творящие неправду, как солома, и попалит их приближающийся день, говорит Господь воинств; Он не оставит от них ни корня, ни отростка. А для вас, боящихся имени Моего взойдет Солнце правды, и исцеление на крылах [в лучах] Его, и вы выйдете и будете играть, как тельцы из стада. И будете попирать нечестивых, так как они будут [как бы] пеплом под стопами ног ваших в день тот, который Я уготовляю, говорит Господь воинств

Так как нечестивые речами своими доставляли огорчение Мне и говорили: «Всякий, делающий зло, благ в очах Божиих и таковые угодны Богу», и также: «Суетен тот, который служит Богу» и: «Какое преимущество в том, что мы сохранили заповеди Его и ходили в печали пред лицем Господа воинств» (выше стих 18), и так как боящиеся Бога и благоговейно размышляющие о имени Его каждый с ближним своим говорили против их безрассудных слов указывая на то, что относится к страху Божию; то Господь внимал им и услышал их и написал памятную книгу тем, которые боятся Бога и благоговейно размышляют о имени Его; и обещает, что, когда наступить день, Он будет иметь их достоянием и будет щадить их, как щадит человек сына своего, служащего ему. Теперь Он более подробно внушает это в словах: Вот наступает день, т. е. день суда, который будет светом для святых и тьмою – для грешников; этот день будет пламенным, как печь, или горнило, так что все нечестивые обратятся в солому и будут пожжены пламенем печи. И когда оно пожжет и обратит в пепел, то не оставит в них никакого корня, ни отростка их злобы. Это говорится о нечестивых, что они должны претерпеть в день суда. Относительно же боящихся имени Божия говорится, что с ними будет нечто противоположное, – именно: Взойдет для вас, боящихся имени моего Солнце правды, потому что Оно [или: потому что] будет все по истине и не потерпит скрыться ни добру, ни злу, ни добродетелям, ни порокам. И спасение будет на крылах, или лучах Его, так как исцеленных чрез покаяние понесет их на своих раменах соответственно тому, что говорится во Второзаконии: Простирая крылья свои он принял их и на раменах своих он понес их (Втор. XXXII, 11). Тогда выйдут те, которые в настоящей жизни заключены как бы в темнице; и воспрянут они как бы тельцы в стаде, или тельцы, освободившиеся от привязи. Посему Апостол и говорит: Желаю разрешится и быть со Христом (Фил. 1, 23) чтобы выйти и воспрянуть, освободившись от связывавших его уз подобно тельцу и жертве Господа. Но он не довольствуется только этим концем радости: он еще будет попирать нечестивых, когда они обратятся в прах. Посему и праведникам делается такое обещание [imprecation ­­ заклинание]: Бог же сотрет [или: да сотрет] сатану под ногами вашими скоро. И Авраам сознавая себя не более, как прахом со сравнению с величеством Божиим восклицал пред Господом: Я есмь земля и прах (Быт. XVIII, 27). Посему он и будет созерцать Солнце правды, и упокоится среди тех, которые будут уделом его и вознесется к небесному, на Его собственных крылах. А тот, кто по гордости своей сказал: Выше звезд поставлю престол свой и буду подобен Всевышнему (Ис. XIV, 14) низведется на землю и будет как прах под ногами святых, когда наступит день Судии Господа.

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей

Нечестивые не всегда будут благоденствовать. С наступлением дня Господня — т. е. дня суда Божия — они исчезнут, как быстро исчезает, бросаемая в раскаленную печь, солома (ср. Ис V:24), от них не останется ни корня ни ветвей (корень — это они сами, ветви — их дети).

Ст. 1-3 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф

Окончание третьей речи: Будущее наказание нечестивых и награждение благочестивых

Нечестивые — заключает пророк свою речь, начавшуюся в предыдущей главе — будут в день суда Божия уничтожены, а благочестивые получат награду и возвеселятся.

Толковая Библия.