Толкования на Мал. 4:4

Свт. Кирилл Александрийский

Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания

Снова убеждает читателей поразмыслить над словами – о том именно, что не новая или необычная это была проповедь о Христе и не одними только устами Малахии предвозвещенная, но издревле и изначала, с первых, скажем так, времен, в кои призван к богопознанию Израиль, когда открыл (Бог) законы на Хориве. Бог всяческих нисшел тогда в виде огня на гору Синай, видны были дым и пламя, несшиеся с высоты и вселявшие созерцавшим великий страх: была тьма и мрак, и буря и глас трубы, звучавшей сильно (Исх. 19:8 и далее). Тогда только вот устрашенные сыны Израилевы приступили к посреднику и руководителю, – Моисей это был, – со словами: «глаголи ты к нам, и да не глаголет к нам Бог, да не… умрем» (Исх. 20:19). И на это Бог говорит: «право вся, елика глаголаху…. Пророка им возставлю из братий их, якоже тебе», и положу слова Мои «во уста его, и возглаголет им» по (согласно) всему, что «заповедаю ему» (Втор. 18:17–18). Смотри, как из отдаленных и изначальных времен провозглашало Христа Священное Писание? Но если кто пожелает исследовать и самые тени (прообразы) закона (Моисеева), то найдет в них описание Христа и Его таинства. Посему и сказали иудеям: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и мне: о мне бо той писа» (Ин. 5:46); ибо исполнение закона и пророков есть Христос (Мф. 5 и Рим. 10:4), чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава с Пресвятым Духом во веки. Аминь.

Толкование на пророка Малахию.

Прп. Ефрем Сирин

Помяните закон Моисея раба Моего. Малахия, последний из Пророков, указывает народу Иудейскому на закон и на Иоанна - конец закона, и его называет Илиею.

Блж. Иероним Стридонский

Помните о законе Моисея раба Моего, данном Мною ему на [горе] Хорив [Oreb] для всего Израиля, [содержащем] заповеди и суды

В будущем совершится праведное мздовоздаяние по заслугам, когда всепожирающее пламя в конец истребит корень и отрасли горделивых, а для боящихся Господа взойдет Солнце правды и исцеление будет на крылах Его. Итак помните о законе Моисея, раба Моего, который дан ему Мною на горе Хорив, – она же в Синай, – для всего Израиля в заповеди ему и для суда. А так как Апостол говорит: Закон духовен (Рим.VII, 14) и блаженный Давид восклицает: Открой очи мои, и я буду размышлять о чудесах Твоих (Пс. СХVIII, 27), и так как все вкушало небесную манну, и весь народ Израильский пил от одного и того же последующего камня, а камнем сим был Христос (1 Кор. X, 3, 4), то верующие во Христа должны духовно сохранять, соблюдать заповеди закона, который Бог дал на Хориве (הרב), что значит сухость, ибо чрез него иссушается вся влажность [грязи] пороков и под действием лучей Солнца правды испаряется скверна похотей. Говорил же Господь всему Израилю, который умом созерцает Бога, и о котором говорится: Блаженны чистые сердцем, ибо от узрят Бога (Мат. V, 8).

Толкование на книгу пророка Малахия.

Лопухин А.П.

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы

Сказавши, какое страшное наказание ожидает нечестивых, пророк указывает средство, при помощи которого можно избегнуть этого наказания. Нужно исполнять закон Моисеев. В этом сказывается все мировоззрение послепленного иудейства, которое всю силу свою полагало именно в соблюдении закона Моисеева. О Хориве, как горе законодательства, Малахия говорит согласно с указанием книги Второзакония (IV:1–15).

Ст. 4-6 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием

Илия пророк как Предтеча дня Господня

Так как, при общей, почти, неверности народа еврейского Иегове будущий суд Божий должен быть крайне гибельным для этого народа, то Господь, из сожаления к нему, пошлет пред наступлением суда особого пророка, вроде Илии, который должен приготовить Ему путь и выровнять пропасть, отделяющую святейшего Бога-Судью от грешного народа, а также и примирить евреев между собою.