Толкования на Мих. 6:8

Свт. Амвросий Медиоланский

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

О, человек! - говорит он, - сказано тебе, что есть добро (Мих 6:8). Или чего иного требует от тебя Бог, кроме того, чтобы творил ты правду и любил милосердие, и был готов идти с Господом твоим? Ибо говорит тебе Евангелие: встаньте, пойдем отсюда (Ин 14:31), говорит тебе закон: «Ты пойдешь за Господом Богом твоим». Итак, ты узнал, каким путем ты уйдешь отсюда; что же ты медлишь?

О бегстве из мира.

Свт. Кирилл Александрийский

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Бог требует ли от тебя чего другого, кроме того только, чтобы «творити суд и любити милость и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим». А «творити суд» значит совершать и исполнять правду; суд же есть правда. «Любити милость» значит иметь похвалу взаимной любви и обогащаться славой любви к братьям. «Готову быти еже ходити с Господем Богом твоим» означает покорность и повиновение Ему во всем. И блаженный Павел сказал, что нам должно «облещися во броню правды, обуть нозе во уготование благовествования мира», то есть Христа (Еф. 6:14–15). Сверх того повелевает, говоря: «облецытеся… во утробы щедрот» (Кол. 3:12). И сам Спаситель сказал: «будите… милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6:36). Вот в чем состоит любезная и достоприятная жертва Богу. Благоухание духовных всесожжений выше крови, дыма и ладана; одно было в прообразах, другое самую истину возносит в благоухание Богу, Который чрез другого пророка говорит: «милости хощу а не жертвы, и уведения Божия, нежели всесожжения» (Ос. 6:6). Обрати внимание на то, как лицо кающегося помышляло об исполнении жертв по закону, а Бог показывает, как бессилен и недостаточен закон для очищения грехов, гораздо же лучше и несравненно превосходнее сила жизни во Христе, и сделал как бы неприемлемым установленное законом. Сказал, что Богу желательно, чтобы творили суд, любили милость и были готовы ходить с Ним. Вот в чем достоинство жизни во Христе!

Толкования на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софония и Аггея.

Прп. Ефрем Сирин

Возвестися тебе, человече, что добро, или чесого Господь ищет от тебе. Господь наперед возвестил тебе, что полезно для тебя. Господь требует от рук твоих, еже творити суд и любити милость, т.е. соблюдать справедливость к ближнему, и готову быти еже ходити с Господем Богом твоим.

Блж. Иероним Стридонский

О человек я покажу тебе, что́ есть добро и чего Бог ищет от тебя, это именно; делать правду, любить милосердие и со тщанием ходить пред Богом твоим

О народ Израильский и также и весь род человеческий! (Ибо Я говорю не к одному только народу Иудейскому, но слово мое касается всякого человека). Почему ты недоумеваешь о том, каким образом можно тебе умилостивить Бога за грехи твои, если даже ты и не имеешь жертв, которыми ты мог бы воздать Богу за свое нечестие: я отвечу тебе, чего требует от тебя Бог, – это уже и прежде указал Я в законе. Ибо во Второзаконии написано: И ныне, о Израиль! чего требует от тебя Господь Бог твой? Ничего, кроме того, чтобы ты боялся Господа Бога твоего и ходил во всех путях Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей и хранил повеления Господа Бога твоего и оправдания Его, которые я заповедаю тебе ныне, чтобы тебе было хорошо (Втор. X, 12). Господь требует от нас, – и желает в виду необходимости для нас нашего спасения, что бы мы приняли то, что полезно дающему, – чтобы мы творили справедливость, т. е. не делали ничего без основательного обсуждения, что бы ум наш прежде рассудил о том, что намерен сделать, а потом уже приводил в исполнение; чтобы мы любили милосердие, и не были бы милосердными по принуждению, или по необходимости, ибо доброхотного даятеля любит Бог (2 Кор. IX, 7). И не будем говорить: „уходи сегодня и возвратись завтра, и тогда я дам тебе“. По когда мы будем творить правду и любить милосердие, то какую награду получим? Мы будем ходить вместе с Господом Богом, как Энох, – согласно рассказам Еврейских книг (Быт. V, 22, 24) ходил с Богом и угодил Ему и потом не был найден, ибо Господь взял его и вознес. – Вот ты сказал: „в чем я последую Господу или чем привлеку Его», но Я обещаю тебе нечто большее: твори правду, люби милосердие, и будешь ходить с Богом твоим. Впрочем и то несомненно, что хождение пред Богом есть для нас не награда, а заповедь для исполнения. В самом деле, подобно тому, как повелевается нам творить справедливость и любить милосердие, так заповедуется вам быть всегда готовыми к тому, чтобы ходить с Господом Богом нашим: мы должны не успокаиваться ни на один час, ни в какое время не быть в праздности; но всегда должны ожидать грядущего Отца дома, представлять в уме день суда и в ночи этого настоящего века говорить: Я сплю, но сердце мое бодрствует (Песн. V, 2). Слово esne (הצנע), которое LХХ перевели «быть готовым», а мы выразили словами «ходить со тщанием», Феодотион более точно выразил словами: χαι ἀσφαλίζου τοῦ πορεύεσφαι μετὰ ᾿Ελωαίκ, т. е. «тщательно заботься о том, чтобы ходить с Богом твоим», или, – как переведено в пятом издании, – χαί φροντιζειν, т. е. «делать со тщанием» и иметь прилежание о том, чтобы ходить с Богом твоим. Действительно тот, кто говорит, что он верует во Христа, должен ходить так, как и Он ходил (1 Ин. II, 6), и Апостол Павел говорит: Будьте подобны мне, как и я Христу (1Кор. XI, 1).

Книга толкований на пророка Михея.

Блж. Августин

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Ты спрашивал, что предложить от своего имени? Предложи себя. Ведь чего требует от тебя Господь (Мик 6:8), кроме самого же тебя? В самом деле, ничего Он не создал из всех земных созданий лучшего, чем ты. Он взыскует тебя у тебя же, ибо ты понапрасну себя губишь.

Проповеди.

Тертуллиан

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Далее, говорится, щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс 144:8), и это Он предпочитает всякой жертве и не смерти хочет грешнику, но его покаяния, и Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим 4:10). Потому должно, чтобы и мы, сыны Божии, были милосердными и миротворцами, как Христос простил вас, так и вы (Кол 3:13), и не судите, да не судимы будете (Мф 7:1). Ибо перед своим Господом стоит всякий, или падает, кто ты, осуждающий чужого раба? (Рим 14:4). Не судите, и не будете судимы (Лк 6:37).

О скромности.

Лопухин А.П.

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим

Пророк указывает истинный путь богоугождения: справедливость, милосердие и смирение. Пророк, как и его предшественники Амос, Осия, Исаия, не отрицает в ст. 8-м жертв вообще, а разъясняет, при каких условиях жертвы получают цену в очах Божиих (ср. Ам IV:4; Ос V:6; VIII:5; Ис I).

Толковая Библия.