Толкования на Наум. 1:3

Свт. Кирилл Александрийский

Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его

Намереваясь в утешение пострадавшим предвозвестить о разрушении Ниневии и объявить притеснителям, что они будут низвержены Богом, Пророк целесообразно указывает на всемогущество божественной Природы и на то, что все, что она захочет совершить, не может не исполниться, напротив все с готовностью повинуется Ей и угодное Ей осуществляется: хотя некоторые из совершающихся на земле событий кажутся нам и подобным нам трудно исполнимыми. Иудеи думали, что Вавилоняне стали неодолимыми и достигли такой крепости, что они не оказались бы бессильными против врагов даже и в том случае, если бы этого пожелал Бог. До такого упадка духа, думаю, Иудеев довели жестокие и необузданные злодейства, совершенные теми во всей их стране. Итак, дабы они узнали, что те будут низвержены без малейшего затруднения, если Бог воздвигнет Свой гнев против них, и будут весьма легко истреблены, он необходимо говорит: «Господь: в скончании и трусе путь его». Нечто неотвратимое и неизбежное есть «трус» (землетрясение) и «скончание» и при этом облако, поднимающееся наподобие пыли и покрывающее небо. По-видимому, здесь Пророк приводит им на память потоп, погубивший весь род человеческий при Ное; ибо тогда, как бы в «скончании и трусе», бывшем против всех, пришел Бог, «возводя облаки» (Пс.134:7), как говорит Священное Писание, отверзая «хляби небесные» (Быт.7:11) и потопляя землю безмерными дождями. Итак, говорит, легко Преодолевший всю землю и единым словом Истребивший всех живущих на ней, как может оказаться бессильным против одного народа Вавилонского? И вполне сообразно с божественным могуществом облако называет прахом Его; ибо как человеку весьма легко поднять пыль и прах, так и владычествующему над всем Богу весьма нетрудно покрыть небо непогодою и облаками.

Если же следует уразуметь таинственный смысл изъясняемых слов; то, я думаю, необходимо сказать то, что пришествие или исполнение домостроительства во плоти Единородное Слово Божие совершило, говорим, «в скончании и трусе»; ибо когда Он сделался подобным нам, то окончило и ниспровергло господство начал и властей и миродержителей века сего, лишив их владычества над нами, отняв у них древнюю оную силу и истребив самую смерть и сверх того грех. И «облацы были прах ног его»; ибо как во время ходьбы пред человеком поднимается пыль, так и воплощению Единородного предшествовали духовные облака, то есть, блаженные Пророки, говорившие очень темным и весьма неясным языком, но животворящими пророчествами орошающие ум людей, способных к уразумению их.

См. также Толкование на Наум. 1:2

Толкование на пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его

Господь долготерпелив и велик силою, и очищая, Он не сделает никого не виновным. В греческом тексте это сказано выразительнее: χαὶ ᾿αθωῶν (или ἀθῶον οὐχ ἀθωώσει) (или χαὶ ἀθοῶν οὐχ ἀθοώσει). Смысл же этого следующий: хотя Он долго терпел злодеяния ассириян и, в силу Своего великодушия, переносил беззакония их, призывая их в покаянию; но так как они, пренебрегши благость Божию, но нераскаянному сердцу, собирали себе гнев на день гнева (Рим. 2, 45), то Тот, который прежде терпел, не допустит, чтобы они остались безнаказанными, как бы будучи чистыми и невинными. Или, может быть, (так как мы хотим также и в хорошую сторону понимать то, что говорится), Он долготерпелив в том смысле, что поддерживает всех падающих и восставляет низверженных (Псал. 144, 14), исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их (Псал. 146, 3), и велика сила Его, потому что Он упраздняет вражду плотию new:ef:02:15|(Ефес. 2, 15) и не делает виновного невиновным, вразумляя того, кто слишком многое приписывает себе самому, что он спасся не по собственным заслугам, а по милости Божией. Ибо хотя тот говорит: се толико лет работаю тебе и николиже заповеди твоя преступих (Лук. 15, 29), однако, так как благ Господь всяческим, и щедроты его на всех делех Его (Псал. 144, 9), и вси согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23), то тот, кто даром был оправдан Им, услышит: аще око твое лукаво есть, яко аз благ есмь (Матф. 20, 15)? Таким образом чрез то самое, что Он обличает и прощает, Он никого не допускает остаться безнаказанным.

Господь в буре, и в вихре пути Его, и облака – пыль от ног Его. Вместо бури и вихря LХХ перевели «скончание» и «потрясение», хотя там, где мы поставили «в буре», в еврейском тексте написано «basuрhа», что также можно понимать «в потрясении». Означает же это то, что при конце мира все будет потрясено согласно с написанным у Аггея: еще единою Аз потрясу небом и землею, и морем и сушею (Агг. 2, 6) Когда все будет потрясено, чтобы верили пути Господа, говорящего в Евангелии: Аз есмь путь, и живот и истина (Ин. 14, 6), и когда Сын человеческий придет на облаках, которым у Исаии (гл. 5) повелевается не проливать дождя на виноградник и до которых достигла истина Божия по словам псалмописца: истина Твоя до облак (Псал. 35, 6); тогда также эти облака, то есть пророки и души святых, которые прежде были обременяемы тяжестью соединения их с телом, вознесутся в высшие области, сделаются более утонченными и, обратившись в подножие ног Божиих, будут среди ангелов исполнять последние обязанности служения, потому что они не могут знать первого и прежнего служения, которое принадлежит голове. Другие могут понимать облака в противоположном смысле, в том, что они постоянно затемняют то, что ясно, и стремятся закрыть своим мраком яркий свет солнца и звезд, но впоследствии, подчинившись власти Господа, они обращаются в прах и в ничто, и бывшая в них густота, свойственная земле, разлагается.

Книга толкований на пророка Наума.

Блж. Феодорит Кирский

Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его

Не вдруг и не мгновенно налагает Бог наказания, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели этому вы, ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам и доныне не понесшие за них наказания. Ибо это выразил пророк, сказав: не оставляет без наказания, то есть: чьи прегрешения достойны наказания, того не освободить от казни.

Толкование на малых пророков.

Лопухин А.П.

Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его

Господь долготерпелив и велик могуществом. Выражение «долготерпелив» евр. зрех - аппаим, собственно: долгий или медленный на гнев, Vulg. patiens, LXX: makroqumoV, заимствовано пророком из Пятокнижия (Исх XXXIV:6; Чис XIV:18); употребительно и в других священных книгах (Неем IX:17; Пс LXXXV:15; CI:8, CXLIV:8; Иоил II:13). «Не вдруг и не мгновенно налагает наказание, но сохраняя великое долготерпение. Свидетели сему вы, Ниневитяне, прибегшие к покаянию и обретшие себе спасение, но снова предавшиеся еще большим порокам, и доныне не понесшие за них наказания. Но так долго переносящий беззакония человеческие умеет и наказания налагать на некающихся» (блаж. Феодорит, с. 7). Божие долготерпение - отнюдь не признак слабости Иеговы, - Он, напротив, «велик крепостию»: «в один момент Он мог бы погубить нечестивых, если бы восхотел, потому что Он обладает величайшей силой; но удерживает наказание по той главной причине, чтобы дать время для покаяния» (блаж. Иероним). Зато тем неотвратимее суд Его над нераскаянными (ср. Иcx XXXIV:6-7): «так долго переносящий беззакония человеческие умеет и наказания налагать на некающихся. Ибо сие выразил пророк, сказав: очищаяй не очистит, то есть, чьи прегрешения достойны наказания, того не освободит от казни» (блаж. Феодорит). После общих изречений об отношении суда Божия к грешникам вообще, пророк переходит к изображению суда собственно над ассириянами, но пока изображает, 3b-6 ст., этот суд в общих и другим священным ветхозаветным писателям образах стихийных феноменов, как проявление карающей деятельности являющегося в мире Бога (ср. Исх ХIX; Суд V; Пс ХVII; XLIX; LXVII; XCVI). Как в других библейских изображениях теофаний, и здесь выдвигается карательная деятельность Божественного всемогущества: победоносное шествие Иеговы сопровождается разрушительными явлениями природы: буря и вихрь, облака и тучи сопутствуют страшному Богоявлению (Зb), пред лицем Божиим иссыхают море и реки, вянет и блекнет самая роскошная растительность (4), горы, холмы и вся земля содрогаются (5), самые скалы распадаются, и ничто не устоит пред огнем гнева Божия (6). Изображение - такой силы, величественности и красоты, какие можно встретить только у боговдохновенных поэтов библейских! Каковы же частности этой художественное картины?

«Всякий раз, когда рассказывается в Св. Писании о схождении Бога на землю, о явлении Его в том или другом месте земли, упоминается при этом и о том волнении и трепете, в которые приходит тогда природа. При схождении Божием на гору Синай «были громы и молнии, и густое облако над горой, и трубный звук весьма сильный (Исх ХIX:16); вся гора дымилась… и выходил из нее дым, как бы из печи, и вся гора сильно колебалась» (ст. 18). Из рассказов о других случаях явления Божия тоже видно, что эти явления сопровождались теми или иными потрясениями в природе» (проф. М. 3. Скабаланович. Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения. Мариуполь. 1904, с. 112). Эти явления природы обнимаются понятием «буря», взятым в широком смысле потрясения во всех частях природы (ср. Пс ХLIX:4). И пророк Наум созерцает шествие являющегося на суд Иеговы в подобных именно явлениях: «в вихре и в буре», евр. бесуфа(г) увис'ара(г) [слово се'ара(г) (- с буквы син) встречается в Библии, кроме Наум I:3, всего один раз: в Иов IX:17:. Гораздо чаше употребляется тожественное с ним по значению и созвучное ему се'ара(г) (с б. самех). В код. 1, 17:, 23, 29, 7:2, 93, 96, 126, 150, 154 и некоторых других у Кенникота стоит в кн. пророка Наума это последнее слово], LXX: en sonteleia kai en susseismy, Vulg, in tempestate et turbine; - «облако - пыль от ног Его» - анан - авак раглав: все эти явления, беспрекословно повинуются мощному слову Богу, как своего Владыки (Пс СХXXIV:6-7; Иер Х:13; LI:16; Иов XXXVIII:22-25, 34-37). Этот величественный образ всемогущего Иеговы был знаком евреям еще со времен Синайского законодательства (Исх ХIХ:16, 18; Втор V:22) и постоянно выступает у священных писателей при изображении явления Иеговы для суда над грешниками (Пс ХVII:10-11; ХVI:3-4; Ис ХIX:1 сл. ; Дан VII:13 сл. ; Иоил II:2; Соф I:15 и др). «Весьма кстати пророк к пути присоединил и прах: хочет же сем сказать, что ныне не окажет уже долготерпения, но подвергнет гибели, отовсюду обложив их тучею бедствий» (блаж. Феодорит, с. 8).

См. также Толкование на Наум. 1:2