Толкования на Наум. 1:7

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-8 Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него. И по миновании наводнения положит конец месту его, и врагов Его постигнет тьма

С большою пользою и весьма искусно вразумляет их, с одной стороны не лишая их надежды на благополучие тем, что говорит, что «благ Господь терпящим его», с другой – удерживая их от распущенной и суетной жизни, напротив располагая их к доброму поведению и к решимости жить сообразно с законом, когда говорит опять, что если Он направит против кого-либо путь как во время потопа, то сотворит как бы некоторое землетрясение и как бы устремление вод многих и неудержимых чрез покатую страну иудейскую. Это нечто ужасное и совершенно неотвратимое. Так точно, если устремятся на кого действия гнева божественного, то совершенно истребят тех, на кого они направятся и обрушатся. Враги же Его, говорит, будут преследуемы и объяты тьмой, но ни как не тьмой обычной ночи, но, думаю, ночи иной, духовной, понимаемой в смысле страдания. Здесь ум человеческий может омрачить и суровое несчастье, и тяжелое и неожиданное страдание, какое случалось с древними, когда они отведены были в плен, и была завоевана их страна. От того-то Бог, сравнивая такие несчастья с вином и опьянением, весьма справедливо говорил блаженному Иеремии: «возьми чашу вина нераствореннаго от руки моея, да напоиши вся языки, к нимже аз послю тя. И испьют, и изблюют, и обуяют от лица меча, егоже аз послю среде их» (Иер.25:15–16). И устами Исаии говорил Сиону: «чашу бо падения, фиал ярости испил и истощил еси» (Ис.51:17). Итак говорит, что опьянением и тьмою объяты будут враждебно настроенные против Бога, прекрасно побуждая их мудрствовать, знать и делать лучшее.

И против Иудеев ходил Бог всяческих в «потопе пути» и истребил их, подвергая их наказанию за Христа. Они же были и во тьме и, всецело лишившись божественного света, продолжают жалкие жить в неразумии и слепоте: ибо они не хотели следовать призыву Христа: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имеет» (Ин.12:35). Но поскольку они были бесчувственны и необузданны, то посему наконец, как говорит Пророк, жаждущим «им света, бысть им тма, ждуще зари, во мраце ходиша» (Ис.59, 9); ибо они сделались врагами божественного света и нечестиво восстали против славы его.

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него

Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле (ἀναγωγὴν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: се… день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную… пусту и грешники погубити от нея (Ис. 13, 9). Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо позна Господ сущыя Своя (2Тим. 2, 19).

Книга толкований на пророка Наума.

Лопухин А.П.

Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него

Следствия, являющиеся выводом из указанных свойств Божиих: для благочестивых (7), и для нечестивых и враждебных Богу (8-10), частнее - решение Божие о совершенной гибели ассириян (11-14)

Указание здесь на благость Иеговы и на милость Его к благочестивым, ищущим защиты у Него, с одной стороны, свидетельствует о том, что гнев Божий имеет нравственную основу и этический характер, а отнюдь не есть стихийная разрушительная сила, с другой же стороны, выдвигает резкий контраст с благостью и милостью Божией, грядущий неумолимый суд Божий над нечестивыми ассириянами. Эти две стороны, гнев и милость Божии, Ассирия и Иудея, предносятся пророку в целом содержании его книги. В высшей степени прекрасен и величествен период, в ст. 7:, от изображения гнева всемогущего и всеправедного Иеговы к изображению его благости; он действует на душу читателя неотразимо, производя в ней впечатление некоего благодатного веяния хлада тонка после зрелища великою разрушительной бури (3 Цар XIX:11-12. См. Толков. Библия т. II, 485-486), возбуждая твердую надежду на помощь и защиту Божию (см. Пс XXX:1-4; ХС:1-4). Но пророк, «показав, как благорасположен (Иегова) к переносящим налагаемые на них наказания и не произносящим ничего богопротивного, снова ведет речь о наказании нечестивых» (блаж. Феодорит, с. 9).