Толкования на Наум. 1:9

Свт. Кирилл Александрийский

Что умышляете вы против Господа? Он сам совершит истребление; не восстанет двоякое бедствие

Я сказал уже вначале, что когда Салманасар, царь Ассирийский, опустошил Самарию и вместе с нею разорил и другие города и селения, находившиеся под властью Иуды, потом, когда уцелевшие от войны находились в невыносимом страхе и убегали в страны соседних народов (ибо, по всей вероятности, думали, что они подвергнутся таким же бедствиям и во второй раз, когда возвратятся к ним Вавилоняне); тогда подал необходимое утешение устами Пророка, давая следующие два обещания, – что пораженных уже бедствиями войны и находящихся в невыносимых страданиях Он некогда помилует и освободит от уз плена, и что Ниневию предаст опустошению и разрушению. Итак, чтобы опасавшиеся, что они подвергнутся таким же бедствиям, не считали благовременным бегства из Иудеи к иноплеменникам, Он как бы выспрашивает их, говоря, что они думают и какое понятие составили себе о Господе? Ужели вы думаете, что Бог всяческих жесток и злопамятен, так что за одни и те же грехи подвергает двойному наказанию. Но вы далеко уклоняетесь от подобающего. И если вы ничего не прибавите к тому, что противно закону и что вызывает гнев Законодателя: то и Он не нанесет второго удара. Он достаточно опечалил вас тем, что за нечестие свое вы подверглись поражению. Прекратите грехи, и Он прекратит гнев Свой. Он наказал вас достаточно, наконец, умилосердится над решившимися вести целомудренную жизнь. Итак, речь имеет смешанный характер и заключает в себе смешанное увещание: здесь он располагает и к истинной решимости исполнять угодное Богу и решившимся так поступать подает уверенность, что Он будет благ к ним и не допустит гневу Своему против них действовать без ограничения, как они думали в себе. Смотри, как опять слово сохранило Израиля, останок. Что Бог не истребит их в конец, Он ясно предвозвестил, говоря в вопросительной форме: «что помышляете на Господа? окончание сам сотворит», говорит, не до самого основания потрясет Израиля и не предаст совершенной погибели; но ради отцов умилосердится над ними и некогда соберет их, после язычников, чрез веру для освящения и общения с Богом чрез Сына в Духе.

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Что умышляете вы против Господа? Он сам совершит истребление; не восстанет двоякое бедствие

Симмах яснее перевел: «они не выдержат нападения второго бедствия», Феодотион: «не восстанет второе бедствие». Это в иносказательном смысле (juxta tropologiam) сказано против Маркиона, о котором мы выше сказали, и всех древних еретиков, которые, измыслив какого-то доброго Бога, говорят, что Он сам совершит разрушение мира, и ставят в укор Богу Закона, как бы жестокость, то, что Он многих карает и налагает наказания за грехи. Что вы улышляете против Господа? Тот, кто создал мир, совершит и истребление его. Но если Он кажется вам жестоким, суровым и кровожадным потому, что Он истребил род человеческий потопом (Быт. 7), пролил огонь и серу на Содом и Гоморру (Быт. 19), потопил египтян в воде (Исх. 14), распростер трупы израильтян в пустыне (Числ. 32); то знайте, что Он потому наказывает в настоящее время, чтобы не наказывать вечно. Без сомнения, то, что говорят пророки, или истинно, или ложно. Если истинно то, что они говорят, по-видимому, о строгости Его, то они же сказали: «Господь не будет мстит дважды за одно и то же чрез бедствие». А если они лгут, то ложь составляют также слова: «не восстанет двоякое бедствие», следовательно ложна и та жестокость Его, которая будто бы изображена в Законе. Но они не могут отрицать истинности cлов пророка: «Господь не будет мстить дважды за одно и то же чрез бедствие»; следовательно те, кои были наказаны, не будут после того наказаны. А если бы после того они подверглись наказанию, то Писание лгало бы; но так говорить было бы преступно. Таким образом и те, кои погибли от потопа, и содомляне, и египтяне, и израильтяне в пустыне получили надлежащим образом злое в жизни своей. Здесь кто-нибудь может спросить: если верный, взятый в прелюбодеянии, будет обезглавлен, то что с ним после того будет? Ибо он или будет наказан Господом, и в таком случае ложно говорится: «Господь не будет мстить дважды за одно и тоже чрез бедствие», или же не будет наказан, и прелюбодеи должны будут желать, чтобы в настоящее время чрез кратковременное и быстрое наказание они избавились от вечных мучений. На это мы ответим, что Бог знает меру как всего, так также наказаний, и не может ни быть предупреждена чрез решение судьи, ни быть отнята у Него власть после того наказать грешника, и тяжкий грех заглаживается чрез тяжкие и долговременные наказания. Но если кто-либо был наказан, как тот в Законе (Лев. 24), который злословил израильтян и который собирал дрова в субботу (Числ. 15), то такие после того не будут наказаны, потому что настоящее наказание было возмездием за маловажную вину их. Еврей так объяснил это место: почему вы, ассирияне, думаете, замышляя беззаконие против Господа, что Он окончательно истребит народ израильский, то есть двенадцать колен? Не восстанет двоякое бедствие, то есть не предает Он вам Иуду и Израиля (или Иерусалим), как предал десять колен и Самарию.

Книга толкований на пророка Наума.

Ориген

Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится

По закону, например, блудник или блудница карались немедленной смертью. Поэтому, когда человек понес наказание за грех свой и получил достойное воздаяние за свершенное преступление, что будет потом, какая кара будет угрожать душам их, если нет иного греха, их осуждающего, но они совершили лишь этот грех, и притом грех столь великий, хотя они уже были наказаны и понесли кару по закону? Господь не пошлет вторично скорби на одних и тех же (LXX; Наум 1:9), ибо они получили воздаяние за грех свой, и кара за преступление исполнена. Итак, оказывается, что этот вид предписаний не жесток, как утверждают еретики, обвиняя закон Бога и отрицая, что есть в Нем некое человеколюбие, но Он полон милосердия, ибо этим народ не осуждался, но от грехов очищался.

Гомилии на Книгу Левит.

Лопухин А.П.

Что умышляете вы против Господа? Он совершит истребление, и бедствие уже не повторится

В ст. 9 пророк, обращаясь уже к ассириянам, спрашивает, каково мнение их о силе Иеговы? Очевидно, пророк имел в виду тот случай, когда ассирияне, увлекшись своими победами и забывши, что они сами - не более как простое орудие карательной десницы Божией (Исх X:15), осмелились - в лице Сеннахерима - издеваться над Иерусалимом над могуществом Иеговы (4 Цар XVIII:29-35; Исх ХXXVI:18-20). Затем, во второй половине стиха, пророк обращается опять к иудеям и утешает их, что бедствие причиненное их стране нашествием ассирийского войска о Сеннахеримом во главе (4 Цар XIX; Ис XXXVII), вновь уже не повторится ввиду предстоящей конечной гибели Ассирии (ср. ст. 11-12).

См. также Толкование на Наум. 1:8