Толкования на Наум. 2:2

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 2-4 Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили. Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния

Когда всеведущий Бог открывал святым апостолам или пророкам имеющие некогда свершиться события; то они во исполнение воли Его должны были предвозвещать о них и очень часто созерцали самые события. При сем они приходили в изумление, и как бы видя своими глазами совершающиеся события, описывали их словами. По-видимому, нечто подобное испытал Пророк и теперь в отношении к жителям Ниневии и коннице Кира, потому что «отрясоша я и лозы их». Образ речи заимствован от того, что обыкновенно бывает с виноградными лозами; ибо срывается виноградная кисть и ощипываются ягоды, или когда устремляется на них сильнейший ветер, или зной сжигает их, или другой какой-либо вред наносится им, так что самая ветвь вместе с плодами оказывается лишенной своей свежести. Так и их отрясли подобно виноградным лозам. Истреблено и оружие их, то есть, могущество; ибо оружие иногда означает могущество. А страшные всадники и обладающие искусством сражаться на колесницах придут, говорит, в ужасный страх, так что обратятся в бегство, смешаются между собою, при сильном напоре будут сокрушать друг друга и думать, что их поражают таким образом отряды неприятелей, так что они ничем не уступят светильникам или подобно молниям будут сиять быстрым и неудержимым бегством.

См. также Толкование на Наум 2:1

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили

См. Толкование на Наум. 2:1

Лопухин А.П.

Ибо восстановит Господь величие Иакова, как величие Израиля, потому что опустошили их опустошители и виноградные ветви их истребили

(евр. 3). Теперь указывается главная причина роковой силы врагов Ниневии и всей тщетности ее усилий самообороны: врагом ее явится сам Иегова, имеющий именно через разрушение Ниневии, враждебной Царству Божию, восстановить это последнее, возвратить внешнюю красоту и внутреннее священное величие (евр. гаон, Vulg. Superbiam) Иакова-Израиля, т. е. избранного народа Божия вообще; «должно же знать, - замечает здесь блаж. Федорит (с. 12), - что Иакову имя Иакова дано родителями, имя же Израиля - Богом, а то и другое имя принял народ, происшедший от Иакова. Посему, говорит Бог: за бедствия, какие потерпел ты, Иаков, от Ассириян, Я накажу их ради добродетели праотца, по которой придал Я ему и именование Израиля». Именно посредством гибели Ниневии должна быть восстановлена слава народа Божия, величие Царства Божия, потому, что именно Ниневия - в лице царей своих - Тиглат Пилезера Салманассара, Сеннахерима и др. - дала великих опустошителей Израиля - этого истинного виноградника Божия (Ис V:1), насажденного рукою Божьею, но беспощадно уничтожавшегося врагами (Пс LXXIX:9-14). Теперь, в момент восстановления красы Иакова и славы Израиля, пришло время отмщения прежним его поработителям - ассириянам (ср. Ис XXXIII:1).

См. также Толкование на Наум. 2:1