Толкования на Наум. 2:5

Свт. Кирилл Александрийский

Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена

Во время тяжелых бедствий войны и самые могущественные вместе с другими припомнят, говорит, как они поступали во время завоевания Иудеи и какие неуместные и непристойные слова произносили они и своими наглыми речами они, жалкие, как бы унижали славу Божию. Но вспомнив об этом, уразумеют наконец, что они вооружили против себя Бога и что Он повергает их (теперь) под ноги врагов их, хотя некогда они и были весьма могущественны и наносили неотразимое поражение всем, против кого устремлялись (войной). Но если они, найдя положение свое безвыходным, и обратятся в бегство; то, изнемогши во время путешествия, они придут к иным намерениям: они будут заботиться о стенах и на них поставят стражу. Этим показывает, что они приведены в совершенное смятение и совсем не знают, что им нужно делать, вследствие помрачения их ума. И опьяненные от тяжелых бедствий, как бы от вина, они оплакивают невозможность спасения, и, легко изменяясь во всем, колеблются, от одного решения переходят к другому, от другого к иному и все это претерпевая без всякой пользы. А когда говорит: «и побегнут днем»: то, думаю, указывает на следующее. Будучи могущественными, как я сказал, непобедимыми, суровыми, они наконец дойдут до такой трусости, что решатся явно предаться бегству и не скрывая будут делать это, хотя прежде они боялись как бы не обвинили их в этом на основании одних пустых предположений. И злые силы побеждены величием Христа и не могут противиться Его божественным велениям, очевидно, за нас. Они поражены были ужасом и, не имея никакого безопасного убежища, действительно, предались бегству. Ибо когда Бог подвергает кого-либо наказанию, то кто убежит от Него? Или какое средство может спасти тех, которые нанесли оскорбление Богу?

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена

См. Толкование на Наум. 2:3

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Решено: она будет обнажена и отведена в плен, и рабыни ее будут стонать как голуби, ударяя себя в грудь

Картина самого разгром Ниневии: осада, взятие и разграбление города, панический ужас жителей - бегство одних и пленение других

В ст. 5-10 (евр. 6-11) описывается: 1) взятие Ниневии (ст. 5-7) и 2) разграбление ее (8-10).

(евр. 6-8). В самый момент наступающей роковой опасности царь Ассирии вспомнит о своих славнейших сподвижниках (евр. аддирав), отличающихся рассудительностью и мужеством вместе, соберет их всех, чтобы они, при содействии лучших воинов, сумели отразить от стен города неприятеля, готового вторгнуться уже в центр его. Но все герои Ниневии окажутся ничтожными: потеряв присутствие духа, толкая друг друга и спотыкаясь на пути, ринутся они к городским стенам, осаждаемым неприятелем, но будет уже поздно: страшные осадные стенобитные машины (евр. гасохех, Vulg. : umbtaculum) с сокрытыми в ней воинами уже в полном боевом порядке готовы двинуться на своих колесах к стенам Ниневии. «Здесь разумеется, - говорит Симашкевич (преосвящ. Митрофан, цит. соч. С. 196 примеч. ) известная ассириянам и вавилонянам особенного рода деревянная машина, наподобие огромной башни, утвержденная на 4 или 6 колесах, под которою находился таран (aries) или машина для разбивания стен (карим у Иез IV:2 др., kroV 2 Мак XII:15)… Стрелки, расположенные в верхнем ярусе машины, с страшной быстротой, градом летают стрелы, как с вершины этой башни, так в из боковых ее отверстий; но сами они и таран совершенно защищены, что вполне соответствует названию машины «сохех». Ср. P. Kleinert, s. 114.