Толкования на Наум. 3:5

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 5–6 Вот Я на тебя, говорит Господь воинств, и открою срамные части твои пред лицом твоим, и покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, и низвергну на тебя мерзости, и покрою тебя позором и обращу тебя в пример

Опять показывает, что у нее дело не с человеком, но что на нее прогневался Господь сил и воздвигает против нее Персов и Мидян; ибо властвующему над всем и имеющему господство над вселенной Богу кто может воспрепятствовать, если Он восхочет объявить войну против кого-либо? Потом говорит, что открою задняя твоя к лицу твоему. Опять случилось с нею то же, что и с распутной женщиной, которая, что касается лица и внешнего украшения, представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной, на обнаженном теле своем не прикровенно показывая безобразие срамоты своей. Итак, «открыю, – говорит, – задняя твоя», то есть все, что есть безобразного в тебе и прежде других покажу тебе; ибо на что иное, как не на это может указывать нам выражение: «к лицу твоему»? Но он ясно говорит, что и народам и царям откроет бесчестие ее; ибо Ниневия, надмеваемая искусством волхвов и присваивающая начальство и владычество над всеми, казалась красивой и достойной любви. Но после того как она была взята и пала, – она показалась безобразной и неприятной для знавших ее, которые, наконец, стали считать ее мерзкой, вполне уразумев, что она величалась ничтожеством, полагалась более на помощь волхвов, а наипаче на злоухищрения и обманы. Утверждает, что обратится она в притчу, так что если некогда будут говорить о каком-либо разрушенном городе или стране, то скажут: опустошен и пал подобно тому, как и жалкая Ниневия.

Бог всяческих, как я сказал, восстал против синагоги иудейской и за беззаконие против Христа подверг ее праведному наказанию, явив ее нагой и гнусной и совершенно лишенной вышнего облачения, и об этом предвозвестил устами Осии, говоря: «обращуся и возму пшеницу мою во время ея, и вино мое во время его, и отиму ризы моя, и плащаницы моя, да не покрывает студа своего: и ныне открыю нечистоту ея пред похотниками ея, и никтоже отимет ея от руки моея» (Ос.2:9–10). Церковь же из язычников будет славословить, говоря: да возрадуется душа моя о Господе: «облече бо мя в ризу спасения и одежду веселия» (Ис.61:10); эта же напротив, как я сказал, оказывается обнаженной, гнусной и безобразной и лишенной украшения божественных дарований; и обратилась она вновь в притчу и стала весьма отвратительной и страдающей всяким видом мирской нечистоты.

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5–6 Вот Я на тебя, говорит Господь воинств, и открою срамные части твои пред лицом твоим, и покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, и низвергну на тебя мерзости, и покрою тебя позором и обращу тебя в пример

Так как ты, Ниневия, продавала народы чрез блудодеяния свои и семейства чрез чарования свои и, подобно публичной непотребной женщине, раскладывала ноги свои для всякого, то Я сам приду для разрушения тебя, – Я не пошлю ангела и не поручу другим суда над тобою. Я открою срамные части твои пред лицом твоим, чтобы пред глазами твоими было то, чего ты прежде не видела. Я покажу народам наготу твою и царствам бесчестие твое, чтобы те самые, которые блудодействовали с тобою, презирали тебя, издевались над тобою и позорили тебя, и ты будешь служить примером для всех видящих тебя. Все это излагается под образом (sub mataphora) женщины прелюбодейной, которая, быв уличенною, выводится пред народом и бесчестится пред глазами всех. Эго пророческая речь в книге Иезекииля весьма подробно изображает в переносном смысле в отношении к Иерусалиму. Но ближе к истине и с большею пользою можно отнести эти слова к миру, для уврачевания которого пришел истинный врач с неба. Вот Я на тебя, говорит Господь всемогущий: так как Я всесилен, то могу исцелить все болезни, и что невозможно для других, то возможно для Меня. Я открою задния части твои пред лицом твоим, то есть Мои добродетели, заповеди и слова, которые ты бросила позади себя. Я дам тебе видеть их, хотя ты и не заслуживаешь этого. Ибо Я заповедал тебе относительно слов Моих, чтобы они постоянно были пред глазами твоими и чтобы висели у тебя в виде повязки (Второз. 6, 8). Но ты презрев волю повелевающего, оставила их позади себя, так что не только не исполняла, но даже не хотела и видеть то, что Я повелел. Или может быть, Я дал тебе видеть и понять заблуждения твои, которые ты прежде, во время своих слепых увлечений, считала за добродетели. После того Я покажу также народам, которые ты продавала чрез блудодеяние свое, твою наготу, чтобы они не увлекались любовию к тебе, но, увидев безобразие и грязь на внутренней стороне того тела, наружностию которого они увлекались, перестали блудодействовать с тобою. Также царствам, которые больше народов, Я покажу твое бесчестие, виновницею которого ты сама была. И обращу на тебя мерзость соответственно твоей нечистоте, так что тебя будут считать столь нечистою, насколько ты действительно нечиста, и ты не будешь обольщать весьма многих, которые прежде, соединяясь с тобою, становились одним телом с тобою (1Кор. 6). И обращу тебя в пример, чтобы страх подобного наказания удерживал от подражания преступлениям.

Книга толкований на пророка Наума.

Лопухин А.П.

Вот, Я - на тебя! говорит Господь Саваоф. И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою

См. Толкование на Наум. 3:4