Толкования на Наум. 3:11

Свт. Кирилл Александрийский

Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля

Как, говорит, Амон бедствовал, подвергшись ударам твоей жестокости и бедствиям твоего нашествия, так и сама ты омрачишься и будешь как бы в опьянении, не имея устойчивости, то есть, потрясаемая и падающая от врагов и лишенная вышнего попечения. Да, на кого Бог призирает, того Он всячески милует и исполняет молитвы его.

И Иерусалим, противящийся Богу и не обладающий трезвенностью, был как бы в опьянении от того, что не хотел просветиться божественным светом и внимать словам Христа: «аз есмь свет миру» (Ин.8:12) и другим: «дондеже свет имате, ходите во свете, да тма вас не имет» (Ин.12:35). Под опьянением же можно разуметь тьму духовную и под ночью в сердце – неведение бедствия и совершенную невозможность знать путь спасения. А что он потрясен и не имеет в себе основания для совершения добрых дел, – в этом как и почему можно усомниться? Ведь он сдвинулся с Основания всяческих и не имеет непоколебимого основания, то есть, Христа; он презрен и предан врагам или Римлянам, или же возбуждающим ко всем страстным движениям, говорю, нечистым духам. Итак, Христос и вера в Него избавит нас от всякого зла и сделает нас победителями над суровыми врагами и поставит нас пред очами Бога; ибо Он никогда не презрит любящих Его.

Толкование на книгу пророка Наума.

Блж. Иероним Стридонский

Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля

См. Толкование на Наум. 3:8

Лопухин А.П.

Ст. 11-13 Так и ты - опьянеешь и скроешься; так и ты будешь искать защиты от неприятеля. Все укрепления твои подобны смоковнице со спелыми плодами: если тряхнуть их, то они упадут прямо в рот желающего есть. Вот, и народ твой, как женщины у тебя: врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои

Совершенно подобная участь неотвратимо ожидает и Ниневию. Ей предстоит принять из рук Божиих и выпить чашу гнева Божия (ср. Пс LXXIV:9; Иер XXV:15-17; LI:7; Авв II:16 и др. ). «Как упоению какому предана будешь бедствию и устремляясь туда и сюда, станешь искать какого-либо избавления от обдержащих зол, но не найдешь… Подобно смоковницам, колеблемым ветром, с которых легко спадают и незрелые смоквы, будешь ты лишена жителей: мужественные твои воины, объятые страхом, ничем на будут отличаться от жен; но без усилия отворятся врата твои, когда огонь истребит вереи, и, как поток, вторгнутся в них сопротивные» (блаж. Феодорит, с. 18). В ст. 11 знаменательно выражение «ты будешь сокрыта» теги наалама: удивительно точное исполнение этого пророчества можно видеть в том, что развалины некогда славной, всемирно известной Ниневии скоро после рокового события 606 года, действительно, пришли в забвение и долго оставались совершенно неизвестными миру, а в настоящее время, с установлением местонахождения древней Ниневии, развалины ее все же представляют печальную картину бесследно и безвозвратно погибшего, совершенно уничтоженного и всеми презренного величия. В ст. 12-13 показывается легкость и беспрепятственность завоевания и падения Ниневии, неизбежность и несомненность чего была показана в ст. 8-11. Палестинский колорит носит употребленное в ст. 12 сравнение укреплений Ниневии скороспелыми смоквами биккурим: этот род смокв поспевал не только в июне, но и еще ранее (Мк XI:13), тогда как обычным сезоном собирания смокв является лишь конец августа; они держатся на дереве весьма непрочно и легко отпадают (Ис XXVIII:4; Ос IX:10; Мих VII:1; Иер XXIV:4). Так и все твердыни Ассирии попадут в руки неприятелей без усилий с их стороны. Первая половина 13 ст. объясняет причину легкости завоевания Ниневии и всей страны - решительным упадком мужества в войске: воины ассирийские по унынию и трусости будут подобны женщинам (ср. Ис ХIX:16; Иер L:37; LI:30). Во 2-й половине стиха не только еще раз указывается на легкость завоеваний самых главных твердынь Ассирии, но и оказывается самый образ гибели последних, именно необыкновенная быстрота роковой катастрофы: «врагам твоим настежь откроются ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои». В последних словах видят указание на обычай ассириян - при осаде городов и крепостей употреблять зажженные факелы с целью зажечь дверные запоры и таким образом открыть доступ в осаждаемый город; таким же образом имеют поступить с ними.