Толкования на Нав. 1:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Иисус, сын Навина, обрёл величие, ибо его союз с Моисеем стал не только наставлением в законе, но и освятил его благодатью. Когда же на месте стояния величие Господа воссияло Своим Божественным присутствием, один Иисус был на месте стояния. И когда Моисей говорил с Богом, равно и Иисуса покрывало священное облако. Священники и народ оставались внизу, а Иисус взошёл на гору с Моисеем, дабы принять Закон. Весь народ находился внутри стана, а Иисус - вне стана, на месте стояния свидетельства. Когда же столп облачный опустился и Господь заговорил с Моисеем, он как верный служитель стоял за ним; молодой человек, он не сошёл с места стояния, в то время как старейшины, находясь вдалеке, содрогались от таких Божьих чудес.

Обязанности духовенства.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Имя Иисуса [Навина] было прообразом Христа… <…> Что же? Разве никто другой не назывался Иисусом? Но он был назван этим именем в прообразовательном смысле, ибо его звали Осией, а потом его имя было изменено, ибо оно было предсказанием и пророчеством. Он ввел народ в землю обетованную, как Иисус Христос [вводит нас] на небо. Ни закон, ни Моисей не сделали этого, но остались вне; закон не может вводить туда, но благодать.

Гомилии на Послание Евреям.

Блаж. Феодорит Кирский

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

«И бысть по скончании Моисея раба Господня, рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову, глаголя: Моисей раб Мой скончася: ныне убо востав преиди Иордань ты, и вси, людие сии в землю, юже Аз даю им» (Нав.1:1–2). Всепремудрый Павел научил нас, что Ветхий Завет был образом Нового. Ибо говорит: «сия вся образы прилучахуся онем: писана же быша в научение наше: в них же концы век достигоша» (1Кор.10:11). И в послании к Галатам сказал он так: «писано есть, яко Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободные. Но иже от рабы, по плоти родися, а иже от свободныя, по обетованию. Яже, суть иносказаема: сия бо еста два завета» и пр. (Гал.4:22–24). Написал же сие Апостол, не историю отметая, но применяя образ к самой истине, Авраама к Богу, жен его к двум заветам, и сыновей к двум народам. Так и здесь под Моисеем разуметь должно закон, а под Иисусом соименного ему Спасителя. А что и закон называется Моисеем, доказали мы уже это, представив свидетельства Писания. Ибо сказано: «имут Моисея и пророки» (Лк.16:29); и: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит» (2 Кор.3:15). Посему, как по истории, когда скончался Моисей, Иисус ввел народ в обетованную землю; так по кончине закона явившийся нам Иисус отверз благочестивым людям небесное царствие. Ибо сказано: «кончина закона Христос в правду всякому верующему» (Рим.10:4). Закон и пророцы до Иоанна прорекоша. «От дний же Иоанна… царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12).

Как же Господу нашему Иисусу Христу приличествует дело служения? Об Иисусе Навине сказал писатель: рече Господь Иисусу сыну Навину служителю Моисеову (Нав.1:1). И Апостол, как слышим, говорит: глаголю же, Христа Иисуса служителя бывша обрезания по истине Божией, «во еже утвердити обетования отцев» (Рим.15:8); и еще: «егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконные искупит, да всыновление восприимем» (Гал.4:4–5). Посему наименован Христос Иисус как бывшим под законом, так и служителем обрезания. Так и Иудеям сказал Он: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте и Мне: о Мне бо той писа» (Ин.5:46). И Иудеи говорили Иисусу Навину: «по всем елика слушахом Моисеа, тебе послушаем» (Нав.1:17).

Ориген

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Эта книга не столько излагает нам деяния сына Навинова, сколько описывает нам таинства Иисуса, Господа моего. Ибо это Он получил власть после смерти Моисея, Он ведет войско и сражается против Амалика, и Он изображается на горе с поднятыми руками, победоносно пригвождая в Себе к Своему кресту власти и господства. Итак, Моисей скончался, ибо закон прекратился. Ведь закон и пророки до Иоанна (Лк 16:16). Впрочем, хочешь, я представлю доказательства из Писания, что закон называется Моисеем? Послушай, что сказано в Евангелии: У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их (Лк 16:29), - здесь, без сомнения, Моисеем назван закон. Следовательно, скончался Моисей, раб Божий, ибо скончался закон и предписания закона уже прекращаются.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лактанций

Ст. 1-2 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым

Вот, пророк не говорит: «Господь сказал мне», но - Иисусу, чтобы показать, что он не о себе говорит, но о Христе - это Ему тогда говорил Бог. Тот Иисус являлся прообразом Христа, и первоначально имя ему было Осия. Моисей, предвидя будущее, повелел ему именоваться Иисусом, чтобы он, когда избран будет предводителем войска против Амалика, нападавшего на сынов израилевых, и врага разбил силою имени своего, и народ ввёл в землю обетованную. Итак, он следовал Моисею и в том, чтобы показать, что новый закон, данный через Иисуса Христа, должен будет сменить закон, данный через Моисея.

Божественные установления.

Лопухин А.П.

По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву

По смерти Моисея, т. е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом (Втор XXXIV:8). Раба Господня: это — почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему. (Он употреблен в Чис XII:7; Втор XXXIV:5; 3 Цар VIII:56; Пс CIV:26 и др.). Иисус сын Навина — один из главных или князей Ефремова колена (Чис XIII:3, 4, 9) — назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол «служить» («шарат»), от которого происходит слово служитель («мешарет»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности — служения Господу (1 Цар II:11 и др. м.).

Ст. 1-9 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им; только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь

Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа, как назначенному уже Моисеем его преемнику (Чис XXVII:15–23). Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину (Чис XXVII:21), так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах (1 Цар XXIII:11; XXX:8). С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу.