Толкования на Нав. 5:10

Ориген

Ст. 10-11 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день

Совершив Пасху, евреи полагают начало исходу из Египта. И после перехода через Иордан с Иисусом на десятый день первого месяца они расположились лагерем в Галгале… <…> Тогда совершили сыны Израилевы Пасху в четырнадцатый день месяца намного радостнее египетской, когда они стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна (Ис. Нав 5:11), пищу лучше манны. Ибо, когда они еще не получили обетованную землю, Бог питает их меньшим, и благодаря такому Иисусу они получают не худший хлеб. Это будет очевидно тому, кто помыслил об истинно Святой земле и горнем Иерусалиме.

Комментарии на Евангелие от Иоанна.


Если закон следует понимать только согласно букве, то, без сомнения, оказывается, что сыны Израилевы, поскольку они пользовались лучшим (ибо они получали манну с неба), по обетованию получили худшее; прежде им недоставало пищи в Египте, а затем воспоследовала, естественно, лучшая пища — манна с неба. И тогда следует думать, что с исчезновением лучшей пищи последовала худшая, если [только не допустить], что в духовном понимании смысла больше и он более истинный, нежели тот, который обнаруживается в буквальном [толковании] текста.

В самом деле, они не могли совершить Пасху до обрезания, но и не могли есть мясо агнца сразу после обрезания, пока не исцелились. Но после того, как они исцелились, говорится, что сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца. Итак, ты видишь, что никто нечистый или необрезанный не совершает Пасху, но только тот, кто стал чист и обрезался, как и апостол разъясняет, говоря: Ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:7-8).

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Ст 10-12 И стояли сыны Израилевы станом в Галгале и совершили Пасху в четырнадцатый день месяца вечером на равнинах Иерихонских; и на другой день Пасхи стали есть из произведений земли сей, опресноки и сушеные зерна в самый тот день; а манна перстала падать на другой день после того, как они стали есть произведения земли, и не было более манны у сынов Израилевых, но они ели в тот год произведения земли Ханаанской

Нахождение всего народа в Завете с Богом делало возможным для него совершение Пасхи, наступавшее через два дня. Болезненное состояние обрезанных не могло служить препятствием к этому (Чис IX:10), а приготовить пасхального агнца могли прежде обрезанные; они же оберегали и израильский стан от нападения врагов, от которого обезопасил кроме того наведенный на них страх.

Пасха совершена была в 14-й день первого месяца (ср. IV:19) вечером, т. е. сообразно с установлениями (Исх XII:6; Лев XXIII:5 и др.). Под другим днем Пасхи, с которого израильтяне стали есть произведения земли, нельзя разуметь здесь 15-й день первого месяца, как в Чис XXХIII:3, на том основании, что закон (Лев XXIII:14, 10) запрещал употреблять в пищу новый хлеб прежде принесения в святилище снопа новой жатвы, а это принесение должно было совершаться (11) на другой день праздника (буквально с еврейского «субботы») под которым разумеется 15-й день первого месяца, т. е. Пасха, которая праздновалась, как суббота. Таким образом, употребление в пищу произведений земли от новой жатвы начиналось с 16-го дня первого месяца. После того, как израильтяне стали питаться произведениями ханаанской земли, ниспослание манны, как переставшей быть необходимою, прекратилось.

Толковая Библия.