Толкования на Нав. 5:13

Свт. Евсевий Кесарийский

Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

Когда преемник Моисея Иисус намеревался вступить в бой с неприятелями, которые прежде населяли палестинскую землю, народами иноплеменными и нечестивейшими, Господь, естественно, появляется с обнаженным мечом, заостренным против неприятелей, показывая Своим видом, что намеревается настигнуть врагов невидимым мечом, внутренней силой, воюя и сражаясь вместе со Своими воинами. Поэтому справедливо Он назвал Себя вождем воинства Господня.

Доказательство в пользу Евангелия.


Его преемник Моисея Иисус называет вождем небесных ангелов, архангелов и надмирных сил, как Силу и Премудрость Отца, как Того, Кому доверено второе место в царствовании над всем и в управлении всем. Он называет Его архистратигом силы Господней, увидев Его снова в облике и образе человека… <…> Из этих слов ты поймешь, что это не кто иной, как Тот, Кто вещал Моисею.

Церковная история.

Прп. Исаак Сирин

Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

Божественное провидение окружает всех людей во все времена, но оно видимо только очистившим души свои от греха и все время помнящим о Боге. Для них оно ясно открывается в такой момент; ибо, когда они подвергаются великим испытаниям ради истины, они получают дар воспринимать осознанно, будто воочию, осязаемо, когда это необходимо, соответствуя роду и причине искушения - словно для большей поддержки. Иакову и Иисусу, сыну Навину, Анании и его спутникам, Петру и другим было видение человека для поддержки и утешения в их вере.

О духовном совершенстве.

Прп. Иоанн Дамаскин

Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились ангелу Божьему, но не послужили. Ибо одно дело - служебное поклонение, а другое - поклонение, из чести воздаваемое тем, кто отличается каким-либо достоинством.

Иисус, сын Навинов, увидел не природу ангела, но образ (ибо природа ангела не созерцается телесными очами) и, упав, поклонился. Подобным образом поступил и Даниил. Ангел же - не Бог, но творение, и раб Божий, и помощник. Поэтому тот поклонился ему не как Богу, но как помощнику Бога и служителю. Неужели и я не стану делать изображение друзей Христовых, и не стану поклоняться им, не как богам, но как изображениям друзей Божиих? Ибо ни Иисус, ни Даниил не поклонились явившимся ангелам как богам; и я не поклоняюсь изображению как Богу, но через изображение святых воздаю поклонение и честь Богу, ради Которого почитаю и уважаю и друзей Его. Бог не соединился с природой ангелов, но соединился с природой людей. Бог не стал ангелом, но Бог стал по природе и истине человеком.

Три слова об иконах.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

Вы [должны] видеть [здесь] таинство Писаний. Пока мы странствуем по пустыне, нам нужна обувь, чтобы защитить ноги; когда же войдём в землю обетованную, услышим с Иисусом, сыном Навина: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. А когда войдём в Царство Небесное, не будет у нас нужды в обуви и в той защите, которая нужна в этом мире, но - чтобы вы задумались - мы пойдём за Агнцем, Который заклан за нас.

Гомилии на Исход.

Ориген

Ст. 13-15 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал

Чему учит нас этим Иисус? Тому, без сомнения, о чем говорит апостол: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин 4:1). Итак, Иисус познал не только то, что есть от Бога, но и то, что есть Бог. Ведь он не поклонился бы, если бы не узнал Бога. Ибо кто иной вождь воинства сил Господних, если не наш Господь Иисус Христос? В самом деле, все воинство небесное: ангелы, или архангелы, или силы, или господства, или власти, или могущества, - все то, что через Него стало, служит под предводительством Того, Кто есть вождь вождей и дарует вождям водительство. Ибо Он Сам говорит в Евангелии: Возьми в управление десять городов (Лк 19:7). И в другом месте: и ты будь над пятью городами (Лк 19:19). Это Тот, Кто, получив царство, возвратился.

Каким образом Иерихон есть святая земля, когда она захвачена врагами? Неслучайно сказано о том, что, куда бы ни пришел Вождь воинства силы Господней, Он освящает место. Сам Иерихон не был святым местом, но, поскольку туда пришел Вождь воинства Господня, место называется святым. Я дерзну сказать и нечто большее: что и там, где стоял Моисей, место было свято не само по себе, но потому что рядом с Моисеем стоял Господь, и присутствие Господа освящало место. Поэтому ему и говорится: Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Исх 3:5).

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.


Поэтому следует остерегаться и быть настороже, дабы умело распознавать род видений, подобно Иисусу Навину, который, увидев видение и зная, что это может быть искушением, тотчас спросил у явившегося [ему], говоря: Наш ли ты, или из неприятелей? Так и преуспевающая душа, когда достигла того, что уже начала различать видения, тогда признается духовной, если умеет все различать. Именно поэтому среди духовных даров как один из даров Святого Духа упоминается различение духов (1 Кор 12:10).

Гомилии на Книгу Чисел.

Лопухин А.П.

Ст. 13-16 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. Иерихон заперся и был заперт от страха сынов Израилевых: никто не выходил из него и никто не входил

Когда через совершение обрезания и Пасхи народ укрепил ею общение с Господом и таким образом внутренне приготовился к предстоящему подвигу, обязанностью израильского вождя было приступить к самому делу и прежде всего к завоеванию ближайшего к израильскому стану укрепленного города, т. е. Иерихона. В то время, когда он, занятый, конечно, мыслью об этом, находился вблизи города, ему последовало новое божественное откровение относительно его завоевания. Откровение сообщено было через Ангела Господня, явившегося в виде мужа с обнаженным мечом. Принятый за обыкновенного воина, явившийся открыл себя через объявление своего ангельского чина: « вождь воинства Господня» и указание на святость места. Обнаженный меч и звание явившегося, как вождя воинства Господня, показывали Иисусу Навину на готовность небесных сил помогать в предстоящей борьбе с Ханаанскими народами. Основанием для того, чтобы в явившемся Иисусу Навину видеть Ангела Господня, служит то, что он, подобно явившемуся в купине (Исх III:2–5) требует снятия обуви, равно как то, что явившийся носит здесь (VI:1), как и в кн. Исход, имя «Господь» и открывает себя, как Господь. Блаж. Феодорит не соглашался, однако, с теми, которые в явившемся Иисусу Навину видели Бога Слово; по его мнению, «это был Архангел Михаил» [Творения блаж. Феодорита, т. I, с. 277.]. «Он сказал: нет» по нынешнему еврейскому тексту. Вместо «нет» читается αὐτῷ — «ему» в древних и позднейших греческих списках и других переводах, равно как в славянской Библии (при этом переводчики вместо еврейского «ло» с «алеф», как в нынешнем еврейском тексте, читали, очевидно, «ло» с «вав холемь», каковое начертание находится и в некоторых еврейских списках [Keil. Iosua, 43.]). Греко-славянский перевод: «емý» и ввиду значительного числа свидетельств в его пользу, и того обстоятельства, что при нем ответ явившегося Иисусу Навину получает большую определенность через указание, к кому он обращен, заслуживает во всяком случае того, чтобы он был отмечен. «Воинством Господним» названо здесь не войско израильское, как в Исх VII:4; ХII:41, а воинство небесное как в 3 Цар XXII:19; Пс CXXVII:2, ибо у Израильского войска был уже вождь Богом поставленный. «[Сюда]» привнесено из славянской Библии; этому слову нет соответствующего ни в еврейском тексте, ни в греческих списках. Насколько известно слова «господин мой» служат передачей еврейского слова «адони» в нынешнем его начертании. В древнейших греческих списках и позднейших, а также и изданиях греческого перевода читается здесь: Δέσποτα, которое в древнеславянском переводе передавалось словом «Владыко Господи» [Лебедев, 247.] или «Господи», как в нынешней славянской Библии. Греческий перевод показывает, что 70-ть читали здесь соответствующее ему еврейское слово так же, как и в других местах, где оно употреблено в смысле божественного имени (Быт XV:2; XVIII:30, 31 и др.), т. е. «Адонай». Такой перевод представляется более соответствующим потому, что в явившемся, в вожде воинства Господня, Иисус Навин должен был во всяком случае увидеть вышеземное существо или Ангела. Требование снять обувь с указанием на святость места должно было напомнить Богоявление Моисею при Хориве и с большей ясностью показать в явившемся Ангела Господня, в котором открывается сам Господь, как и называется явившийся в следующей главе. Прежде чем передать самое откровение, писатель книги сделал краткое замечание о состоянии города, к которому оно относилось (ст. 16). Он говорит именно, что этот город — Иерихон — был сильно укреплен, что в еврейск. тексте выражено повторением одного и того же глагола («сагар») — «запирать» в двух формах причастия, каковое выражение буквально может быть передано словами «(Иерихон) заперся и был заперт», по грекославянскому переводу «заключéнъ и ограждéнъ ». Дальнейшие слова «никто не выходил… и никто не входил» еще более усиливают мысль об укрепленности города вследствие окружающих его со всех строи стен и вместе с тем указывают, что он был готов защищаться от нападения израильтян. Из VI:1 видно, что в Иерихоне были и храбрые люди, могущие защищать свой город. «От страха» прибавлено для округления русской речи; вместо этого в некоторых из греческих списков читается ἀπὸ προσώπον, согласно с чем в славянской Библии: «от­ лицá сынóвъ Изрáилевыхъ».

16-й ст. в других изданиях греческого перевода служит начальными стихом VI-й главы.

Толковая Библия.