Толкования на Нав. 6:1

Свт. Максим Туринский

Ст. 1-5 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним

И вот стены Иерихона под звук труб священников пали, потому что внутри себя они удерживали народ грешников. Не побило их ни стенобитное орудие, ни осадное, но - что удивительно - их разрушил ужас голоса священников. И стены, которые стояли неприступными перед мечами, разрушились от священного голоса труб. И кто же не удивится, что, когда раздался звук, камни распались на части и основания сотряслись, и всё рухнуло так, что победители не потерпели никакого ущерба, а у врагов ничего не устояло? И что никто не прикасался к тем стенам, но они, за которыми обитали грешники, оказались захваченными снаружи голосом праведников? <…>

Поэтому, братья, если звуки голоса священников столь мощны были в те времена, что их поток в воздухе вызывал такое смятение, то сколь же больше мы верим, что этот голос священников жив ныне и несёт величественное, возвещая словом Христа! <…> И как могли облечённые чувствами творения противостоять, когда священного страха не могли вынести и бесчувственные материалы? Ведь мы верим, что словами священников легче смягчить сердца, нежели камни; и грехи могут быть прощены быстрее, чем рассыпались те камни. Ведь голос Духа, когда приходит, легче разрушает позор греха, нежели каменное укрепление.

Проповеди.

Свт. Павлин Милостивый

Ст. 1-5 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним

Пусть кажутся наши тела

безоружными, мы всё же оружье несём,

которым при солнца покое

мы духом сразим бестелесных врагов.

Теперь нам нужна помощь Бога -

Его только нужно бояться, без Бога орудья падут,

а крепость орудий - от Бога;

Он - Башня тебе среди стен, Стена,

где отсутствуют стены. Припомним деяния наших отцов,

что записаны

в Священного книгах Писанья. Смотри,

лучше кто защищён - кто в городе

в стенах высоких без Бога иль кто

вне стен городских с силой Бога в союзе?

О городе том говорю,

что разрушил сей муж Иисус,

имя своё поменявший на доблести имя:

не по обычаю войны покоривший его,

когда долгой осадой врага повергают.

Нет, с помощью Божьей

священною тайной войско его совершило обряд:

сверкали мечи,

но оружье молчало. И семь дней

вокруг города стен обходили.

Крепкой силой

числа, устрашающим голосом труб,

гром которых был Божьего

гнева исполнен,

враг повержен был,

оказавшись в ловушке.

И народ, утопавший в богатствах,

и город -

всё погибло, жилища

с гробами смешались.

Стихотворения.

Тертуллиан

Ст. 1-5 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним

Вот, иудеи скажут, конечно, что, с тех пор как эта заповедь была дана через Моисея, её должно было соблюдать. Однако очевидно [из читаемого], что заповедь не была вечной или духовной, но временной, так что когда-то ей предстояло закончиться… <…> Иисус, сын Навина, в то время как завоёвывал Иерихон, заявил, что получил заповедь от Бога повелеть народу, чтобы священники носили ковчег завета Бога семь дней, обходя город, и тогда, когда окончится обход в седьмой день, стены города обрушатся. Было сделано так: когда время седьмого дня закончилось, как и было предсказано, рухнули стены города. Из всего этого явствует, что в число семи дней вошла и суббота, ведь семь дней, с какого бы дня ни начать отсчёт, с необходимостью включают и субботу. И в такой день не только пришлось трудиться священникам, но и под острием меча город стал добычей всего израильского народа.

Против иудеев.

Лопухин А.П.

Когда Иисус Навин, исполняя требование явившегося ему, снял обувь свою и вместе с этим ясно понял, что находится в присутствии Божием, Господь открыл ему Свою волю.

Ст. 1-5 Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны. И призвал Иисус, сын Навин, священников Израилевых и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним

Божественное откровение начинается возвещением Иисусу Навину определения высшей воли о передаче Иерихона вместе с царем и сильными людьми в руки израильского вождя. Затем Господь указывает самый способ к выполнению этого определения — способ необыкновенный, при котором сила оружия совершенно устранялась и заменялась всемогущей силой Господа Бога Израилева. Он состоял в том, чтобы предшествуемый всеми способными к войне израильтянами и семью священниками с юбилейными трубами «Ковчег» был обносим в течение шести дней по одному разу, а в 7-й день 7 раз, и только при этом последнем обхождении, когда раздастся звук священнической трубы, весь народ воскликнул громким голосом; в это время «стена города разрушится до… основания». Самое главное в этом способе, как он только в главных чертах изложен писателем книги, состоит в том, что вокруг Иерихона обносится «Ковчег» или «обходит Ковчег Господень» (10 ст.), который, как служащий престолом Господа, знаменует непосредственное Его присутствие среди Его народа. Такое представление о Ковчеге Господнем библейский писатель выразил еще в том, что вместо Ковчега употребил (7-й ст.) божественное имя: «Господь» (одинаково по еврейскому тексту и греко-славянскому переводу). Из народа все способные к войне под водительством Господа обходят город подобно тому, как при обыкновенных войнах окружают завоевываемый город неприятельские войска. Но тогда как последние при таком нападении в древние времена насыпали земляные валы, устрояли машины, израильское войско не предпринимает ничего подобного; вместо этого оно должно сохранять полное молчание при обхождении города (за исключением последней минуты), через это выражая благоговение пред своим верховным Вождем, а также и то, что не оружием будет достигнута победа над врагом. На присутствие Господа среди израильского войска указывал еще трубный звук, служивший одним из знамений сошествия Господа на Синай (Исх XIX:16), а в обрядовых установлениях служивший напоминанием Господу о Его народе (Чис X:9). То, что лица (7 священников), предметы (7 юбилейных труб или рогов) и действия (7 дней обхождения вокруг Иерихона, 7 обхождений в 7-й день) определяются священным числом: 7, числом дел Божиих при творении мира, показывает, что эти лица, предметы и действия имеют характер не военный, а священный, проникнутый мыслью о Боге, как единственном виновнике того, что имеет совершиться. Как ничтожно было участие народа во взятии Иерихона, выражением этого служит то, что ему предоставлено было, кроме хождения, одно действие — громкое восклицание при обхождении города в 7-й раз 7-го дня. То, что явившегося Иисусу Навину писатель называет «Господом», является согласным с другими местами библейского текста, например с Исх III:2, 4 и далее, где имя Ангел Господень заменяется именами: Господь и Бог. Слова 1-го ст.: «[и находящихся в нем]» отсутствуют в еврейск. тексте и значительном числе греческих списков. Юбилейными трубами называются особого устройства трубы, в которые трубили при наступлении юбилейного года (Лев XXV:9); они отличались от серебряных труб, служивших во время странствования для собирания общества и при объявлении об отправлении в путь (Чис Х:2). В 4-м ст. юбилейная труба названа юбилейным рогом, потому, конечно, что она делалась из рогов животных. В древнейших списках перевода 70-ти (Ватиканский и Александрийский) 3-й ст. или — по другим изданиям 4-й — и не читается, несмотря на особенную важность его содержания, так как именно в нем налагается повеление об обнесении Ковчега вокруг Иерихона. Отсутствовал этот стих и в древнем рукописном славянском переводе (В. Лебедев, с. 360). Но в Амвросианском списке, также древнем, он находится.