Толкования на Нав. 11:20

Блаж. Августин

ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею

Сказано, что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля. То есть сердце их было ожесточено, как ранее сердце фараона. Не может быть сомнения в том, что совершается это по высокому Божественному решению, когда кого-либо покидает Господь и того предает в руки врагов его; то же происходит здесь, что ранее с фараоном.

Но здесь начинает действовать еще и иное, поскольку сказано, что они ожесточили сердце свое для того, чтобы войною встречали Израиля. И по этой причине Израиль не проявлял к ним милости.

Израиль мог бы проявить к ним милосердие, когда бы хананеи не войною встречали Израиля. И поэтому повелел Господь, чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были. Господь велел не пощадить ни одного из них, и всё же Израиль пощадил гаваонитян и заключил с ними союз, поскольку они представили себя как пришельцев из весьма дальней земли и заключили с Израилем союз. И однако же, поскольку Израиль помиловал некоторых из хананеев, хотя и в несоблюдение повеления Господа, следует иметь в виду, что хананеи войною встречали Израиля и поэтому Израиль не мог дать им помилования; и не могли и хананеи убедить Израиль проявить милость и пренебречь повелением Господа.

Я не могу поверить в то, что это могло произойти каким-либо иным образом, ибо Иисус Навин был их вождем и внимательно прислушивался ко всем повелениям Господа. Тем не менее даже и Иисус Навин не истребил бы их так скоро, если бы они не пошли на него столь подло. Также могло бы случиться, что Иисус Навин во исполнение повеления Господа разбил бы их не столь сокрушительно, и они дожили бы до тех времен, когда Израиль мог пощадить их после смерти Иисуса Навина, поскольку Израиль в то время уже не так внимательно прислушивался к голосу Господа. Ведь и при жизни Иисуса Навина Израиль пощадил некоторых же хананеев, хотя и подчинил своей власти; некоторых хананеев они фактически так и не смогли победить. Но все эти свершения имели место не в то время, когда он был вождем Израиля, а уже когда он в пожилом возрасте отошел от военных дел и только разграничивал земли для Израиля. Он поделил их с тем, чтобы Израиль вошел во владение этими землями, оставленными врагом, и покорил остальные в бою, хотя сам он уже не мог начинать войну. И то обстоятельство, что Израилю удалось покорить себе некоторых хананеев, лишь в малой степени следует отнести на счет Божественного провидения, как это и явствует в соответствующих местах Священного Писания.

Вопросы на Семикнижие.

Блаж. Иероним Стридонский

ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею

Если по воле Божьей случилось так, что мира не заключали с Израилем, ни мир его не принимали, то скажем вместе с апостолом: «За что же ещё обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим 9:19).

Диалоги против пелагиан.

Блаж. Феодорит Кирский

ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею

О других народах Бог дал закон Израилю: если, когда город их осажден Израильтянами, пришлют посольство и пожелают дружбы, принять посольство их, снять осаду и заключить с ними мир (Втор.20:10–11). Посему сказание сие научает нас, что Бог, располагающий все весом и мерою, попустил народам сим вести войну с Израильтянами, чтобы не заслуживали они никакой пощады, но были истреблены по определению Божию.

Ориген

ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею

Пока не приходят враждебные силы, которые производят в нас грехи, и не подстрекают нас ко греху, и не вынуждают нас подвергаться опасности, они не могут быть убиты и истреблены. Вот почему говорится, что Бог попускает и даже чуть ли не побуждает враждебные силы выступать против нас на битву, чтобы и мы стяжали победу, и они обрели погибель.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею

Ожесточение ханаанитян в борьбе с израильтянами приписывается Господу, как Владыке над всем, совершающимся в мире: оно, подобно другим движениям человеческого сердца (Пс LXXX:13), допущено было Богом, как служившее к наказанию их (чтобы преданы были заклятию…) и к очищению Ханаанской земли для израильского народа. Ср. объяснение к Исх IV:21.