Толкования на Нав. 15:1

Ориген

Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана

Стали, как сказано, пределы Иудины, по племенам их, от пределов Идумеи, от пустыни Син, до запада. Итак, Иудины пределы соседствуют с пределами Идумеи. А Идумея, как мы уже не раз говорили, переводится как «земная». Поэтому пределы Иудины следуют сразу после земной [страны]. Но и от пустыни Син, сказано. А Син переводится как «искушения». Поэтому пределы наследия Иудина следуют сразу после искушений.

Немного выше мы сказали о пустыне Син, которая означает «искушения». Поэтому, чтобы мы смогли достичь наследия сыновей Иудиных, нам необходимо перейти пустыню искушений.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Жребий колену сынов Иудиных, по племенам их, выпал такой: в смежности с Идумеею была пустыня Син, к югу, при конце Фемана

Первый жребий вышел Иудину колену, которое получило удел в южной части Ханаана, в которой находился и Хеврон. Удел Иудина колена граничил с Идумеей, простираясь к пустыне Син, по-еврейскому начертанию Цин (см. 3-й ст.) [О необходимости удерживать здесь еврейское название этой пустыни вместо Син, см. Толковую Библию, т. 1-й, с. 233–234.], к югу при конце Фемана. Название Цин носила та пустынная полоса, которая находилась в самой южной части Ханаанской земли (Чис XIII:22), близ границы Идумеи (Чис XXХIII:3) и по которой проходила пограничная черта между последней и уделом Иудина колена. Местонахождение пустыни Цин видно в частности из того, что в ней находился Кадес (Чис XX:1; Втор XXXII:51). Феман — евр. слово, употребляющееся в значении нарицательного и собственного имени. Как слово нарицательное феман значит «юг». В этом смысле оно употреблено в XII:3 и ХIII:4. В значении собственного имени Феман употребляется как личное имя (Быт XXXVI:11, 15) и как название области в Идумее (Быт XXXVI:34; Ам I:11–12; Иез XXV:3) или вообще — Идумеи (Иер XLVII:9, 20; Авд 8, 9; Авв III:3). Как собственное имя употреблено это слово, нужно думать, и в данном месте, так как указание на юг уже сделано было непосредственно ему предшествующим выражением к югу. Феман может служить здесь обозначением юго-западной Идумейской области, ближайшей к южной части Ханаанской земли [В Ватиканском, Александрийском и Лукиановских списках словам при конце Османа соответствует ἕως Καδης — даже до Кадис; у блаж. Иеронима они переведены usque ad extremam partem australis plagae — «даже до крайней части южной страны».].