Толкования на Нав. 18:28

Блаж. Августин

Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их

Когда возводился град Иерусалим, то он строился не на пустом месте, где прежде не было города; ибо был прежде город Иевус, от которого народ иевусеев. Он был взят, побежден, подчинен, и был на его месте построен новый город, как если бы старый был снесен; и новый город был назван Иерусалим, видение мира, град Бога.

Не каждый, следовательно, потомок Адама принадлежит Иерусалиму, ибо несет с собой отросток нечестия и наказание за грех, и осуждение на смертную казнь, - и поэтому некоторым образом принадлежит к типу старого города. Но если кому быть с народом Божьим, то старая его часть будет разрушена до основания, и быть тому заново построенным [как новому городу].

И обратите внимание на имена тех двух городов. Вавилон переводится как «смущение», а Иерусалим как «видение мира». От одного стонем, о другом вздыхаем. Но как нам различить эти два города? Возможно ли нам сейчас отделить один от другого? Они смешались. И они пребывают в смешении от начала рода человеческого и до конца века. Иерусалим берет основание от Авеля; Вавилон - от Каина: ибо здания сих двух городов возводились во временной последовательности. Иерусалим был построен в земле иевусеев, и сначала он назывался Иевус, а затем народ иевусеев был изгнан, когда народ Божий вышел из египетского пленения и был приведен в землю обетованную. А Вавилон был построен во внутренних областях Персии, которая в течение долгого времени возвышала свою голову над остальными народами. Следовательно, эти два города были возведены в различное время, так чтобы они могли послужить прообразом двух городов, заложенных в древности и существовавших одновременно до конца века сего; тех двух городов, которым разделенными быть в конце века сего.

Толкование на Псалмы.

Ориген

Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их

Я перехожу от буквы - поскольку имею путь, который указало слово - к каждой душе, уже удостоенной созерцания мира. Ибо после божественных учений ты стал Иерусалимом, который прежде был Иевусом. История говорит, что название того места было Иевус, а затем имя изменилось, и он стал Иерусалимом. Дети евреев говорят, что Иевус переводится как «попранная». Итак, Иевус - попранная враждебными силами душа - изменился и стал Иерусалимом, «видением мира». Следовательно, если после твоего обращения от Иевуса к тому, чтобы стать Иерусалимом, ты согрешил и попрал Сына Божьего, и счел [чем-то] обычным кровь Нового Завета, и пребывал в тяжких грехах, то и о тебе будет сказано: Ибо кто пожалеет о тебе, Иерусалим? И кто окажет сострадание к тебе? (Иер 15:5). Каждый из нас, согрешая, особенно если он тяжко согрешает, согрешает против Иисуса. И если он станет отступником, то тем более духовно делает Иисусу то, что сделал с Ним телесно Иерусалим.

Гомилии на Книгу Иеремии.


Нам следует верить, что и здесь, в подражание этим вещам, Писание сообщает, что уделы были определены Иисусом и наследие для каждого из колен было определено Божественным разделением; и по неизреченному промыслу и присутствию Божьему в этих уделах скрывается прообраз будущего наследия на небесах. Ибо в самом деле говорится, что закон имеет тень будущих благ (Евр 10:1), и на небесах есть некий град, который называется Иерусалимом и горой Сион, как говорит апостол о тех, которые пришли к Господу Иисусу Христу: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму (Евр 12:22). И конечно, не без причины именно Вениамин получил в свой удел Иерусалим и гору Сион. Без сомнения, [так случилось] потому, что природа того Небесного Иерусалима требовала, чтобы земной Иерусалим, который сохраняет прообраз и форму того Небесного Иерусалима, по какой-то причине был дан непременно Вениамину.

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их

Местоположение Целы, служившей местом погребения рода царя Саула (2 Цар XXI:14) и Елефа, неизвестно. Цела и Елеф в Алекс. и некоторых других греческ. сп. образуют одно название Shlalef или Selaelaf, как и в слав. Библии. Гивеаф, называемый в др. местах Гивой (Суд XIX:12), Гивой Вениаминовой (1 Цар XIII:2) или Гивой Сауловой (1 Цар XI:4), указывается обыкновенно на час пути к северу от Иерусалима, на высоком холме Тельель-Фуль, на вершине которого находятся развалины башни из древнего материала [По мнению проф. А. А. Олесницкого, это отождествление Гивы Сауловой с Тель-ель-Фуль «не имеет никакого основания». Святая Земля, II:300.].