Толкования на Нав. 20:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 1-9 И сказал Господь Иисусу, говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд

Итак, ещё остаётся то, что Писание говорит о смерти великого священника: пусть он [убивший человека] живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. [Этот фрагмент] трудно поддаётся буквальной интерпретации. Во-первых, период изгнания больше определяется случайностью, нежели соображениями справедливости; далее - в сходных ситуациях результат оказывается неодинаковым. Ведь может быть так, что великий священник скончается на следующий день после того, как убийца обрёл убежище. Какой же смысл стоит за этой неопределённостью? А поскольку трудности вызывает буквальный смысл, давайте обратимся к духовному . Кто тот самый великий священник, как не Сын Божий, Слово Божье, Чьё ходатайство за нас перед Отцом мы имеем? Ибо Он свободен от любой неправды, вольной и невольной, и в Нём заключено всё, что есть на земле и что есть на небе. Всё связано узами Слова, и удерживается Им, и заключено в Нём, потому что Им всё сотворено и в Нём обитает полнота Бога. И потому всё пребывает, что Он не позволяет рассыпаться тому, что Сам связал, ибо оно теперь подчинено Его воле. Верно, покуда желает, Он всё подчиняет Своей власти, всем управляет и всё связывает естественным согласием.

Итак, живо Слово Божье, и более всего - в душах праведников, и никогда не умирает полнота Божественности. Ибо никогда не умрёт вечная Божественность Бога и вечная сила Его. Но Он точно умирает для нас, если отделяется от нашей души: не то чтобы дух наш поглощала смерть, но он отрывается от единения с Ним. Да, истинная смерть - это отделение Слова от души. Душа тут же открывает себя желанию греха.

О бегстве от мира.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 1-9 И сказал Господь Иисусу, говоря: скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея, чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь. И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них; и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня; пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал. И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной; за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина; сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд

Слова Писания указывают на то, что и незнание является грехом: вот и Иов приносит жертвы за своих сыновей, которые, может быть, согрешили в мыслях. И если человек будет убит железом с топорища, когда кто-то рубит дрова, то дровосек обязан бежать в город убежище и оставаться там до смерти великого священника, то есть покуда не будет искуплён кровью Спасителя либо через дар крещения, либо через покаяние, которое воспроизводит благодать крещения через невыразимую милость Спасителя, желающего, чтобы никто не погиб, и не радующегося смерти грешников. [Но Он желает, чтобы] все обратились и жили.

Диалоги против пелагиан.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Иисусу, говоря

После разделения Ханаанской земли между коленами, во время того же народного собрания в Силоме, исполнено было и другое божественное повеление о городах-убежищах, данное Господом Моисею (Чис XXXV) и повторенное последним народу (Втор IV:41–43). Исполнению этого повеления, повторенного Иисусу Навину тогда, когда наступило время его выполнения, библейский писатель предпосылает краткое его изложение, в котором указаны цель установления (3 ст.), условия пользования городами убежища (4–5 ст.) и время пребывания в них (6 ст.).

Толковая Библия.