Толкования на Нав. 21:1

Ориген

Ст. 1-8 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего. И дали сыны Израилевы левитам из уделов своих, по повелению Господню, сии города с предместьями их. Вышел жребий племенам Каафовым; и досталось по жребию сынам Аарона священника, левитам, от колена Иудина, и от колена Симеонова, и от колена Вениаминова, тринадцать городов; а прочим сынам Каафа от племен колен Ефремова, и от колена Данова, и от половины колена Манассиина, по жребию, досталось десять городов; сынам Гирсоновым - от племен колена Иссахарова, и от колена Асирова, и от колена Неффалимова, и от половины колена Манассиина в Васане, по жребию, досталось тринадцать городов; сынам Мерариным, по их племенам, от колена Рувимова, от колена Гадова и от колена Завулонова - двенадцать городов. И отдали сыны Израилевы левитам сии города с предместьями их, как повелел Господь чрез Моисея, по жребию

Подобало, чтобы бросали жребий и о предместьях и о городах, чтобы славное разделение среди левитов не могло показаться неосмотрительным и случайным. Итак, распределение жребия, которое имело место среди сыновей Израилевых, имело [определенный] смысл, согласно которому один был удостоен первой части, а другой - второй, что мы уже рассмотрели, насколько смогли, выше. Это было справедливо относительно тех, кто получают через Моисея [удел] по ту сторону Иордана и от Иисуса - [удел] в земле обетованной, где первый жребий выпал Вениамину, а затем - прочим, последним из которых был Дан. Итак, необходимо, чтобы был некий смысл и в порядке священнического и левитского жребия, так что первый [жребий] дается одному, второй - другому, а третий - третьему, и через это каждому определяются те или иные места.

Кто объяснит различные места лагерей, каким образом это разделение должно сохраниться при воскресении для каждого священнического и левитского чина святых, чтобы, как говорит апостол, при воскресении ничто не совершалось беспорядочно, но каждое происходило в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, которые уверовали при Его пришествии, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть (1 Кор 15:23-24)? Тогда, без сомнения, будут некие такие наблюдения лагерей, и священнические разделения, и чины, и звуки труб.

Первый, сказано, жребий выпал Каафу и достался сынам Аарона священника, который был среди левитов. Кому должен был выйти первый жребий? Кому подобало получить первенство, если не Аарону, первому первосвященнику, первому по жизненным заслугам, первому в славе и добродетели? Итак, тебе известно, по крайней мере теперь, что это [разделение] жребиев не случайно, но [при нем] присутствовала некая высшая сила, окормляющая его по определению Божественного промысла. Где же этот жребий определяет первое место обитания для сыновей Аарона? В колене, сказано, Пудовом, в колене Симеоновом и в колене Вениаминовом, по жребию тринадцать городов. Видишь, как избранным мужам достаются места обитания в избранных коленах?

Гомилии на Книгу Иисуса Навина.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 Начальники поколений левитских пришли к Елеазару священнику и к Иисусу, сыну Навину, и к начальникам поколений сынов Израилевых, и говорили им в Силоме, в земле Ханаанской, и сказали: Господь повелел чрез Моисея дать нам города для жительства и предместья их для скота нашего

Левиино колено состояло из трех поколений: Гирсонова, Каафона и Мерарина (Чис III:17–20). Божественное обетование, на котором основывают начальники поколений свою просьбу о городах для жительства, дано было Моисею (Чис XXXV:1–8).