Толкования на Нав. 21:11

Блж. Феодорит Кирский

дали Кириаф -Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его

Почему Иисус жрецам уделил города в коленах Иудином, Вениаминовом и Симеоновом? И во время странствования по пустыне жрецы были присоединяемы к колену Иудину, потому что и они и колено Иудино занимали восточную сторону. И здесь также получили наследие с коленом Иудиным, потому что между сими коленами была родственная связь. Первый Первосвященник Аарон в супружестве имел дочь Аминадава, а знаменитейший Первосвященник Иодай – сестру Охозии. Смешение же сих колен допустил Владыка, Который, по плоти произошедши от колена Иудина, был не только Царь, но и Первосвященник. Но надлежало священникам жить и в колене Вениаминовом, потому что и Божий храм впоследствии воздвигнут в сем колене. Несколько же городов священники получили и в колене Симеоновом, потому что жребий сего колена был в соседстве с храмом. Ибо как от земных плодов и от стад священникам и левитам уделил Бог десятину, так и от городов повелел дать им как бы десятину. Сии десятины Патриарх Иаков обещал дать Богу. Ибо сказал: «от всех, яже ми даси, десятину одесятствую та Тебе» (Быт. 28:22). Посему народ не дар приносил, но платил отеческий долг. Сверх того народ завладел землями и жребия Левиина. Когда война прекратилась, кончено разделение земли, колена, получившие жребии за Иорданом, пошли туда. Но не переходя еще реки, создали олтарь велик (Нав. 22:10). Девять колен, не зная цели сего сооружения и предполагая в сооружении том начало нечестия, вознамерились всенародно ополчиться против них, благочестие предпочитая родству. Но премудрые Иисус и Елеазар послали Финееса, как оказавшего ревность против нечестия в пустыне, чтобы напомнил он о предках и Богоданных благах, и остановил предприятое беззаконие. Посланные с Финеесом, пришедши, узнали, что нововведение сие предпринято не по суеверию, напротив того, усмотрели, что воздвигнутый жертвенник назван памятником общения по благочестью, чтобы потомки могли указывать на него в обличение тех, которые покусились бы отвлекать их от божественных празднеств, и потому возвратились, радуясь и прославляя Бога за сохранение благочестия братий и общего мира. Так и нынешним Иудеям надлежало знать и говорить, что алтарь их не был истинным жертвенником, а прообразовал только истинный жертвенник. Когда Пророк готовился оставить жизнь, созвал весь народ и увещавал, не заключать ни одного брачного союза с коренными жителями страны, потому что такое общение подает поводы к нечестью. Но к увещанию присовокупил он и угрозы. Ибо говорил: если сделаете это, «уведите, яко не приложит Господь потребити языки сия от лица вашего: и будут вам в сети и в соблазны… в ребрах ваших, и в жала… во очесех ваших, дóндеже погибнете от земли благие сея, юже даде вам Господь Бог ваш» (Нав. 23:13). Но яснее представила нам сие история Судей. Узнаем же и причину, по которой Евреи не получили обладания над всею землею, по обетованию Божию, потому что, возлюбив родственные связи с злочестивыми народами, и став подражателями нечестия, лишены Божественного промышления, и принуждены быть у них в рабстве. Чудно же и любомудренно слово Иисусово пред смертию. «Аз, – сказал он, – отхожду в путь, якоже и вси, иже на земли» (Нав. 23:14). Но показывает он и нелживость Божественного проречения. «И познаете сердцем вашим и душею вашею, яко ни едино слово отпаде от всех словес благих, яже рече Господь Бог ваш к вам…. Все, что изрек нам, дал нам… И не разнствова от них ни едино слово» (Нав. 23:14). Истинность обетований Божиих дознали вы в благодеяниях. Бог исполнил все, что обетовал. Посему дознайте из сего и нелживость угроз. Ибо Иисус присовокупил: «и будет, имже образом приходят на вас вся словеса добрая, яже глагола Господь Бог к вам, тако наведет Господь на вы вся словеса злая, дóндеже потребит вы от земли благие сея, юже даде вам Господь Бог ваш: внегда преступисте завет Господа Бога вашего, его же заповеда вам» (Нав. 23:15–16). Научая, что это – не человеческие слова, присовокупил еще Иисус: «сия глаголет Господь Бог Израилев» (Нав. 24:2), и упомянул о Фарре, отце Авраамовом и Нахоровом, включил же Нахора по родству с матерней стороны, потому что от него происходили Ревекка, Лия и Рахиль. Потом извещает, что Фарра служил богам иным, и потому Владыка Бог, отделив Авраама, преселил в землю ханаанскую. Присоединяет сказание о путешествии Иакова во Египет и об исшествии из Египта при Моисее, и о чуде с морем, и о пребывании в пустыне, о конечной гибели Аммореев и замыслах Валака, и о благословениях против воли произнесенных Валаамом, о чудном переходе чрез реку, об истреблении воставших врагов, и о наслаждении всякими благами, увещавает удаляться служения богам чуждым, служить же единому сотворшему и спасшему Богу, и предлагает им сделать выбор: «изберите, – говорит, – «сами себе днесь, кому послужите, или богом отец ваших, еже быша об ону страну реки, или богом Амморейским, в нихже вы живете на земли их» (Нав. 24:15). Так, другим представляя сделать выбор, сам показывает благочестие собственного своего изволения. Ибо говорит: «аз же и дом мой служити будем Господеви, яко свят есть» (Нав. 24:15). Потом, когда народ отрекся от служения богам лжеименным, и дал обещание служить единому спасшему их Богу, божественнейший Иисус в ответ на сие сказал: «не возможете служити Господеви,… яко Бог свят есть, и ревнитель ваш, не оставит грех ваших и беззаконий ваших. Егда оставите Господа, и послужите богом чуждим, и пришед озлобит вас, и потребит вас, вместо еже благо сотворити вам» (Нав. 24:19–20). Не ожидайте, что, и предаваясь беззакониям, будете наслаждаться сими благами. Владыка Бог знает, не только как облагодетельствовать, но и как наказать преступника. Когда Евреи выслушали это и обещались служить Господу, Иисус, по необходимости, присовокупил: «свидетели вы сами на ся, яко вы избрасте служити Господеви Самому» (Нав. 24:22). Но история показала и то, что Иисус, увещав удаляться от служения богам чуждым и дав законоположения о благочестии, не оставил сего неписанным, но в писании предал им сие на память.

Лопухин А.П.

дали Кириаф -Арбы, отца Енакова, иначе Хеврон, на горе Иудиной, и предместья его вокруг его

См. Толкование на Нав. 21:9