Толкования на Нав. 24:29

Блаж. Иероним Стридонский

После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет

Теперь для нас время выяснить степень целомудренности Иисуса. Написано, что Моисей имел жену. <…> Покажите мне таким же образом, что и Иисус, сын Навин, имел либо жену, либо детей, и, если ты это сделаешь, я признаю себя побеждённым. Он, конечно же, получил лучшую долю в уделе Иуды, и умер… <…> И был погребён в Фамнаф-Сараи, что означает «самое совершенное владычество» или «среди тех, кто под новым покрывалом», чтобы обозначить толпы дев, покрытых помощью Спасителя на горе Ефремовой, то есть на горе плодоносной; к северу от горы Гааша, что истолковывается как «возмущение», ибо гора Сион; на северной стороне её город великого Царя (Пс 47:3) - всегда противостоит козням и при каждом испытании восклицает: едва не поскользнулись стопы мои (Пс 72:2).

Книга, в названии которой имя Иисуса Навина, заканчивается его погребением. Но в книге Судей мы снова читаем о нём, будто бы он воскрес и вернулся к жизни, и дела его перечисляются. И мы читаем: И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел (Ис. Нав 24:28), чтобы владеть своей землёй.

И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и далее (Ис. Нав 24:31). Тут же говорится: После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. Вот, Моисей лишь увидел землю обетования, но войти не мог, и умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Давайте сравним, как каждый из них погребён. Моисей умер в земле Моавитской, Иисус - в земле Иудейской. Первый похоронен в долине против дома Фегора, что переводится как «опорочение», поскольку еврейское слово Фегор соответствует слову Приап; второй погребён на горе Ефремовой к северу от горы Гааша. За самыми простыми выражениями Священного Писания всегда стоят высокие смыслы. Среди иудеев принято было хвалиться детьми и чадородием: неплодная женщина, не имевшая потомка у Израиля, подвергалась проклятию, напротив, благословен был тот, чьё семя было среди Израиля и чьи домашние были в Иерусалиме. И частью высшего благословения было: Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс 127:3). Итак, могила его описывается как место в долине напротив дома идола, который в некотором роде имеет отношение к похоти. Мы же, сражаясь под водительством Иисуса, даже до сего дня, не знаем, где погребён Моисей. Ибо мы презираем Фегор и всю порочность его, зная, что те, кто во плоти, угодить Богу не могут. И Господь до потопа сказал: Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3). Вот потому Моисея, когда он умер, оплакивал народ Израиля, но Иисуса, как идущего к победе, не оплакивали. Брак заканчивается смертью; девственность после неё увенчивается короной.

Против Иовиниана.