Толкования на Неем. 4:16

Беда Достопочтенный

Ст. 16-23 С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина. Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга; поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас. Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, - и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе. И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода

Следует заметить не только то, что половина юношей выполняла работу, а половина была готова сражаться, но и то, что та самая половина, которая работала, была вооружена мечами. Столь искусен древний враг, столь велика ярость злодейства его в сражении против Церкви, что не только проповедники истины, но даже сам народ Божий должен всегда хранить бдительность против его махинаций, словно стоя в боевом порядке. И вот, строители препоясаны мечом по чреслам своим, когда те, кто настойчиво держатся добрых дел и кто управляют находящимися в их ответственности надлежащим порядком (то есть как должно ставя живые камни в здания святого града), стремятся удержаться от слабостей безответственной жизни остриём слова Божьего.

Не следует оставить без внимания и то [обстоятельство], что когда этот самый город строили Давид и Соломон, то ничего не говорилось ни о вооружённых строителях, ни о нападениях врагов. Но разрушенный за свои злодеяния город восстанавливается большим трудом и большими усилиями, во-первых, потому, что духовное созидание, связанное со спасением душ, таково, что как только мы возрождаемся в крещении через веру и исповедание Пресвятой Троицы, мы становимся, по благодати Божьей, Его градом и Его домом без всякого усилия с нашей стороны. Но, если после нашего омовения во святом источнике мы снова впадаем в грехи через соблазны дьявола и победоносный враг ослабляет защитные [способности] наших добродетелей пламенем пороков, нам становится необходимо восстанавливать те строения добрых дел, которые мы утратили, большим усердием молитвы, умерщвления, бдения, милостыни и строгости жизни. Ибо нам труднее быть свободными от известных нам искушений пороков, чем от неизвестных, и легче избегать неведомого наслаждения плоти, чем отвергать ставшее своим.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие находились позади всего дома Иудина

С того дня половина молодых людей (nearim) у меня, т.е. половина свиты Неемии, того отряда, который находился в распоряжении его для полицейских обязанностей (ср. V, 10, 16; XIII, 19).