Толкования на Неем. 6:15

Беда Достопочтенный

Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня

У евреев месяц Елул является шестым месяцем года, а у римлян он называется сентябрём. И надо было, чтобы стена святого города завершена была в шестой месяц года, дабы этим числом можно было обозначить совершенное деяние верующих, будь то приносящих покаяние или невинных. Ведь совершение доброго дела обычно обозначается числом шесть, потому что Господь завершил сотворение мира в шестой день, а в седьмой почил [от дел]. Либо потому, что Он возжелал, чтобы мы усердно подвизались в доброделании в течение шести веков сего мира и надеялись на субботу упокоения душ наших в век седьмой, который наступит в следующей жизни.

И правильно стена завершается в двадцать пятый день того самого месяца, в силу пяти телесных чувств, с помощью которых нам надлежит творить дела добра внешне. Как простое число пять часто выступает образом этих чувств, так число, получаемое при умножении пяти на самоё себя, то есть двадцать пять, обозначает те же самые чувства более совершенно. Итак, мы завершаем стену Иерусалима в двадцать пятый день шестого месяца тогда, когда, усердно направляя наши телесные чувства на служение Божественному, мы доводим начатки наших добродетелей до твёрдого завершения и с помощью Господней всё начатое ради укрепления правоверного мира успешно доводим до конца.

Хорошо говорится и о том, что стена закончена была за пятьдесят два дня. Ведь Пятидесятый псалом, в котором пророк особо молится о строительстве этого города, говоря: Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима (Пс 50:20), - это псалом покаяния и прощения. На пятидесятый день по воскресении Господа на начальную Церковь сошёл Дух Святой, через Которого в нас не только изливается желание раскаяться, но и на кающихся нисходит дар прощения. Итак, есть две заповеди любви: любви к Богу и любви к ближнему. И в них нам повелевается - после того как Духом Святым нам даровано прощение грехов - трудиться ради обретения жизни вечной. Жители святого города восстанавливают стену города, разрушенную врагами, за пятьдесят два дня, потому что таково, вне сомнения, совершенство праведников в этой жизни, что они не только исправляются от совершённых грехов покаянием через благодать Божественного вдохновения, но и после того украшают себя добрыми делами в любви к Богу и к ближним.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня

Окончание стены иерусалимской и впечатление, произведенное этим на соседей

Год окончания стены Иерусалима не называется, вероятно, потому, что предполагается известным из ранних указаний (ср. I, 1; II, 1; V, 14; XIII, 6). Это был 20-й год Артаксеркса, и именно, вероятно, Артаксеркса Лонгимана (ср. прим. к 1 Езд VII, 1) или 445 (444) г, до Р. Х. Элул был 12-м месяцем года. В ст. 15-м обращает на себя внимание то обстоятельство, что для возведения стены указывается слишком краткий срок (52 дня). Ввиду краткости срока, а также и свидетельства И. Флавия (Древн. XI, 5-7), что постройка стены продолжалась 2 года и 4 месяца, некоторые экзегеты склонны видеть в ст. 15-м порчу текста. Но с общим ходом рассказа о построении стены указание ст. 15-го на краткий срок вполне гармонирует. Рассказ отмечает, что постройка велась ускоренно, что строителей было много и работали они с ревностью. Кроме того, из рассказа видно, что стена собственно не вновь строилась, а только починялась, причем для некоторых частей стены (ср. III, 13-15) не потребовалось даже и починки. По вычислениям Рисселя, из 12 978 анг. футов протяжения стены починялось не более 8 тыс. Как видно из гл. III, это пространство было разделено на 40 отделений, в среднем по 200 ф. на каждое. При значительном количестве работающих и при облегчении работы тем, что строительный материал находился под рукой, так как камни разрушенной стены не были увезены, - не удивительно, что стена была окончена в 52 дня. Еще быстрее были построены стены Афин при Фемистокле и стены Александрии при Александре Великом.