Толкования на Неем. 8:2

Беда Достопочтенный

И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца

Пока Неемия был занят решением, кому жить в отстроенном городе, наступил седьмой месяц, ибо до него оставалось недолго. А поскольку стена была окончена в двадцать пятый день шестого месяца, то до начала седьмого месяца оставалось не более пяти дней. И весь этот седьмой месяц, от первого дня до двадцать второго, был посвящён празднествам, установленным законом. И только когда празднества проведены были должным образом, он вернулся вместе с вождями и обычными людьми к решению того, кому быть жителями отстроенного города. То, что следует заметить здесь, так это набожность и единодушие народа, который, как один человек (то есть с одной верой и одной любовью), собрался у храма Господнего. И народ сам просил своего первосвященника принести книгу и огласить для них заповеди закона, которые нужно соблюдать, дабы теперь, когда город восстановлен, совершать угодные Богу дела добра и дабы, как прежде, небрежение к религии не привело город в руины.

И надо было, чтобы город был завершён в шестой месяц, а народ собрался слушать закон в седьмой, ибо в законе шесть дней отводятся на труды, а седьмой - на отдых. И после добрых дел наших самый приятный и самый угодный Господу отдых наш - воздержание от рабских трудов, то есть грехов, и посвящение себя слушанию и исполнению заповедей Его с надлежащим тщанием. Потому на начало седьмого месяца приходился и праздник труб, чтобы звуки их пробуждали в памяти людей, среди молитв и жертвоприношений, закон Божий.

Но даже и сегодня за строительством святого города в духовном смысле должны следовать божественное чтение и звуки трубы, без сомнения, потому, что народу, уже введённому в небесные таинства, необходимо, когда представится случай, тщательное наставление в Божественных речениях относительно того, как следует жить. И вот, Неемия говорит, что народ собрался на площадь, которая пред Водяными воротами (Неем 8:1). Думаю, что под Водяными воротами имеются в виду ворота во дворе священников, который окружал храм со всех сторон, особенно с восточной стороны, где находились медное море для омовения рук и ног входящих в храм, десять медных умывальниц для омовения жертв, а также жертвенник всесожжения, между которым и храмом был забит камнями Захария, сын Варахии. Народу не разрешалось входить в ворота двора - только священникам и служителям Господа. Народ обычно стоял за воротами, особенно на площади с восточной стороны, чтобы слушать слово или молиться. Итак, правильно, что народ собрался перед Водяными воротами, потому что требовалось, чтобы ему их первосвященник дал духовное питие из потоков Писания.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца

Из ст. 2 видно, что в собрании присутствовали не только мужчины и женщины, но и дети. Последние разумеются в замечании: всех, которые могли понимать. - В первый день седьмого месяца - первый день седьмого месяца издревле был большим праздником (Лев XXIII, 23-25; Чис XXIX, 1-2); вероятно, поэтому и собрание было назначено на этот день.