Толкования на Неем. 10:33

Лопухин А.П.

на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего

Из ст. 33 видно, что восстановленный общиной налог предназначался на нужды богослужения, именно: на всегдашнее хлебное приношение, т.е. на хлебы предложения (Лев XXIV, 5-8); на всегдашнее всесожжение (thamid), т.е. на жертву (mincha) вечернюю и утреннюю (olah) (ср. 4 Цар. XVI, 15; 1 Езд IX, 4); на жертвы в субботу, новомесячия и праздники (Чис XXVIII,16; XXIX, 38), на священные вещи [Евр. velakkadaschim, сопоставляемое с дальнейшим vellahatoth (рус. «и на жертвы за грех»), указывает на жертвы и именно жертвы благодарственные (ср. 2 Пар XXIX, 33; XXXV, 13), приносившиеся от лица всего народа (Лев XXIII, 19; Исх XXIV, 5); на жертвы за грех (ср. Лев IV, 13-21; XVI, 34) и на все, совершаемое в доме Бога нашего. Установление нарочитых взносов на потребности богослужения не противоречит Езд VII, 20, где сообщается, что дано было повеление от царя отпускать на нужды Иерусалимского храма. Если даже и исполнялось царское повеление, что не несомненно, то все же у иудеев могло быть желание и самим принять участие в содержании храма и увеличить средства храма.