Толкования на Неем. 11:1

Беда Достопочтенный

И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах

Теперь распределение было завершено. Оно началось, как только город был отстроен, но, пока не было подсчитано общее количество людей и не закончился праздник седьмого месяца, невозможно было определить, кто будет жить в самом святом городе, а кто в других городах. С образами таинств согласуется то, что правители народа, как сообщается, поселились в Иерусалиме. Ведь и надо, чтобы несущие ответственность за святую Церковь превосходили остальной народ в заслугах собственной жизни настолько же, насколько превосходят его величием их власти. Остальные города Израиля воплощают набожный образ жизни обычных [представителей] народа Божьего, в то время как поселение в Иерусалиме особо указывает на поведение тех, кто уже преодолели борьбу с пороками, свободным разумом приблизились к видению небесного мира, согласно сказанному псалмопевцем: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс 86:2).

Отсюда следует, что смысл того, что десятая часть по жребию поселяется в Иерусалиме, а остальные девять частей в других городах, без сомнения, в отличительном признаке совершенных. Совершенные, то есть полностью соблюдающие заповеди Десятисловия относительно любви к Богу и ближнему, умом приближаются к тайнам небесным и, так сказать, подражают миру высшего блаженства среди водоворотов этой преходящей жизни. Но дверь в жизнь вечную остаётся открытой для всех тех, кто исполняют общие заповеди Бога, о чём Господь в Евангелии говорит вопрошавшему Его богатому человеку . Ибо такие люди словно бы живут в городах, данных им Господом, потому что, соблюдая священный закон, они постоянно хранят бдительность, чтобы защищать себя от нападок древнего врага.

Однако желающие стать совершенными и последовать за Господом, продав всё имение своё и раздав его на милость нищим, - это те, кто живут словно бы в Иерусалимской крепости (1 Мак 13:49) по соседству с храмом Божьим и ковчегом завета, ибо они величественно приближаются к благодати своего Творца. Хорошо говорится, что жительство в святом городе было жаловано им не человеческим выбором, а исходом жребия, как и во времена Иисуса [Навина] владение остатком городов передано было сынам Израиля по жребию. Верно, ибо и малые дела малого человека, и великие большого происходят не из свободы и усердия его воли, но даром тайного Судии и щедрого Даятеля.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

Ст. 1-2 И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах. И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме

Заботы об увеличении населения Иерусалима

В VII, 4 сообщается, что после окончания стены Неемия обратил внимание на малочисленность населения Иерусалима и озаботился увеличением его. С этой целью он решил произвести перепись народа. Но прежде чем это было сделано, наступил седьмой месяц года и произошли те торжественные собрания, о которых идет речь в гл. VIII—X. Только по окончании этих торжественных собраний Неемия мог приступить к осуществлению своих забот об увеличении населения города. Ст. 1 и 2 сообщают о мероприятиях Неемии. Сообщение это очень кратко и не вполне понятно. - И жили начальники народа в Иерусалиме. Замечание это понимается экзегетами различно. По-видимому, нет нужды принимать его в строго точном смысле, будто в Иерусалиме никого не было, кроме начальников. Замечание писателя имеет в виду только оттенить, что простой народ, занимавшийся земледелием, предпочитал жить вне Иерусалима. Вследствие этого решено было принудительным образом увеличить население народа, и 1/10 часть жителей должна была переселиться сюда. По позднейшим сказаниям (Сир XLIX, 13) Неемия со своей стороны способствовал увеличению населения города тем, что построил в Иерусалиме дома, а для священников и левитов даже на собственные средства (Древн. XI, 5, 8). В древности нередко прибегали к искусственному увеличению населения города. Подобное сообщается о Сиракузах, Мегалополисе и Тиграноцерте. - В ст. 1-м Иерусалим называется святым городом, как город, в котором был храм и к которому относились обетования пророков (Ис XLVIII, 2; LII, 1).