Предисловие к толкованиям на книгу пророка Осии

Свт. Кирилл Александрийский

Может быть кто-нибудь сочтет излишним, нерассудительным и совершенно бесполезным заниматься новым и подробным исследованием того, о чем уже прежде писали многие, и к трудам предшественников присоединять другие, когда и имеющиеся уже совершенно достаточны для объяснения писаний святых пророков. А я скажу, что на это дело смотрю иначе. Напомню о словах Павла наставляемым им в вере: «таяжде [бо] писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Фил. 3:1). Обрати внимание на то, как истинно это слово. Если бы было предложено что-либо необходимое для познания и многие и много говорили бы об этом; то от этого не было бы никакого вреда, напротив это принесло бы большую пользу для слушающих. Так и те, которые имеют обязанность толковать (Писание), если высказывают согласные между собою мысли, то внимательным слушателям сообщается самое твердое знание. Но если бы кем-нибудь из них и было высказано нечто новое и, быть может, не совсем правильно и с безукоризненною точностию дознанное, то какая беда в том, что это сообщается другому? Напротив, не вызовет ли это более полного и более ясного раскрытия мыслей? Итак хотя многие прежде нас написали толкования на святых пророков, мы не будем молчать по этой причине; но удалим от себя бессильную робость и постараемся явить и другим ту благодать, какую подал нам Освещающий глубокое и сокровенное, памятуя слова Христа: «туне приясте, туне дадите» (Мф. 10:8). Итак начиная толкование на блаженного пророка Осию, предварительно сообщу нечто и о книгах других пророков. Обыкновенно все пророки очень быстро переменяют свои речи по внушению Святаго Духа так что то от истории, или чувственных, как бы пред глазами находящихся и совершающихся явлений, быстро возносятся к внутреннему, духовному; то наоборот, снова возвращаются, и притом весьма прикровенно, к чувственным явлениям. Весьма часто они вводят лиц в свою речь, выражают негодование, делают воззвания, напоминают о прошедшем и предвозвещают будущее. Посему те, которые желают иметь ясное понятие о всем, необходимо должны обращать внимание и на порядок мыслей и на различие лиц; ибо только при таких условиях речь будет для нас ясна, не сбивчива и свободна от всякого затруднения в понимании. Считаю также необходимым предварительно рассказать о некоторых событиях из жизни потомков Израиля, дабы читатели не смущались, когда услышат имена Ефрема, Израиля, Самарии, или же Иуды и Вениамина; ибо у святых пророков сии имена упоминаются весьма часто. Итак дабы ясно уразуметь все, надобно знать, что Соломон, некогда управляя царством отца своего во Иерусалиме, построил Богу славный и достойный удивления храм. Но весьма прославившись блеском богатства и изобилием денег, в старости, из угождения своим женам, прогневил Бога. А в чем состояло его преступление, об этом расскажет нам Священное Писание. Вот что говорит оно: «и царь поя жены чуждыя и дщерь фараоню, Моавитяныни, Аммонитяныни, Сирианыни и Идумеаныни, Хеттеаныни и Аммореаныни, от язык, ихже отрече Господь сыном Израилевым: не входите в ня, и тии да не входят в вас, да не отвратят душ ваших в след идол своих: к тем прилепися Соломон любити. И быша ему жен начальных седмь сот, и подложниц триста. И бысть во время старости Соломони, и совратиша жены чуждия сердце его в след богов иных, и не бе сердце его совершенно с Господем Богом его, якоже сердце Давида отца его. И хождаше Соломон в вслед Астарта мерзости Сидонския, и в след царя их, идола сынов Аммоних. И сотвори Соломон лукавое пред Господем: и не хождаше в след Господа, якоже Давид отец его. Тогда созда Соломон высоко (капище) Хамосу, идолу Моавлю, и царю их, идолу сынов Аммоних, и Астарте, мерзости Сидонстей». «И тако сотвори всем женам своим чуждим, яже кадяху и жряху идолом своим. И разгневася Господь на Соломона, яко уклони сердце свое от Господа Бога Израилева, явльшагося ему дважды, и заповедавшаго ему дважды о словеси сем: весма не ходити ему в след богов иных, по хранити и творити яже заповеда ему Господь Бог» (3 Цар. 11:1-10). Итак преступления Соломона, совершенный им в старости, выходили за пределы всякого нечестия. В самом деле: что может быть тяжелее столь чрезвычайных преступлений? И не выше ли всякого слова пренебрегать честию и любовию к единому по естеству и истинно сущему Богу, и Ему только одному присущее достоинство уделять и скопищам демонов, даже приписывать камням и деревам? И так как он и мыслями и делами совершил то, о чем даже говорить но следует, и оказался виновным в столь постыдных грехах; то Бог всяческих наконец сказал ему: «понеже быша сия с тобою, и не сохранил еси заповедей моих, и повелений моих, яже заповедах тебе, раздирая раздеру царство твое из руку твоею, и дам е рабу твоему. Обаче во дни твоя не сотворю сих Давида ради отца твоего: от руки же сына твоего отиму е. Токмо всего царства не возму: скипетр един дам сыну твоему Давида ради раба моего, и Иерусалима ради града, егоже избрах» (3 Цар. 11:11-18). Поелику Соломон, как я сказал, хотя и был мудрейшим, но, увлеченный страстию к женщинам, так сказать самыми преступлениями своими расторг царство Божие, воздавая идолам честь и славу, подобающую единому только Богу; то Бог угрожает, и со всею справедливостию, расторгнуть его царство, налагая на него соответственное наказание, по написанному у пророка Иезекииля: «якоже сотворил еси, сице будет ти: воздаяние твое воздастся на главу твою» (Ав. 1:15; ср. Иез. 12:11). Когда же умер Соломон, на царство призван был сын его, то есть, Ровоам. Тогда-то разделился Израиль и десять колен и половина колена Ефремова отделились от Иерусалима, – ибо сыновья Иосифа Ефрем и Манассия, по желанию и повелению праотца Иакова, считались за одно колено, как сказано Иосифу: «ныне убо два сына твоя, иже быша тебе в земли Египетской прежде пришествия моего к тебе во Египет, мои суть: Ефрем и Манассия аки Рувим и Симеон будут мне» ((Быт. 48:5). Итак десять колен и половина колена, то есть, Ефремова, отошли к Самарии и отделились от царства Ровоама; у Иерусалима же остались только те, которые принадлежали колену Иудину и Вениаминову. Когда же отделившиеся к Самарии, оставшись без царя и вождя, стали опасаться нападений со стороны Ровоама и ожидать себе погибели вместе с самыми дорогими для них людьми; тогда они посылают за Иеровоамом. А это был раб Соломона, убежавший в Египет к Сусакиму царю. И как только он пришел, тотчас поставили его вождем и преступника почтили царскою властью. Иеровоам был из горы и колена Ефрема. Впрочем, как только был поставлен царем, он стал придумывать, каким образом он может утвердить и укрепить царство, и заботиться о том, чтоб настроение и намерения поставивших его царем не изменились и не приняли какое-нибудь иное направление. Потом опасаясь, чтобы Израиль, увлеченный воспоминанием о законном служении и о праздниках, совершаемых в Иерусалиме, не решился возвратиться к прежнему и не подчиниться владычеству Ровоама, – Иеровоам сделал две золотые телицы и, побуждая Израиля к почитанию их, повелевал поклоняться им и приносить всесожжение. «И постави, говорит, едину (юницу) в Галгалах, а другую в Дане» (3 Цар. 12:29); так как это были самые славные города в стране Самарянской. Итак отпадение десяти колен и полу-колена Ефремова было двоякое: они отпали не только от Иерусалима, но и от самого почитания Бога, поклоняясь золотым телицам, принося жертвы и служа делам рук своих, по написанному. Те же, которые остались в Иерусалиме, Иуда, говорю, и Вениамин продолжали соблюдать с некоторым благоговением постановления Моисея; ибо они приносили жертвы в храме. Впрочем и они не всецело преданы были Богу и сами отчасти склонны были к отступлению, так как приносили жертвы идолам на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, по слову пророка (Мих. 5:13; ср. 4 Цар. 16:3-4). Итак когда ты слышишь, что святые пророки называют Израиля или Ефрема, тогда подразумевай тех, которые жили в Самарии; а когда говорят об Иуде и Вениамине, тогда разумей тех, которые остались в Иерусалиме. Пророки их безразлично предсказывали как о живших в Самарии, так и о живших в Иерусалиме. Одни из них (пророков) обитая во Иерусалиме, другие в стране Самарянской, возвещали слово Божие слушателям. Надобно также знать, что после отпадения десяти колен и полу-колена Ефремова от Иерусалима, жившие в Самарии и жившие во Иерусалиме имели своих собственных царей. И это продолжалось до времени последнего плена, из которого они возвратились во Иерусалим, в царствование Кира, дозволившего им возвращение, под предводительством Зоровавеля сына Салафиилева, происходившего из колена Иудина во время первосвященничества Иисуса, сына Иоседекова. Тогда они снова построили храм и. прекратив всякое разномыслие, были под одною властию и жили во Иерусалиме. А какие по временам были частные пленения десяти колен с полуколеном Ефремовым и живущих во Иерусалиме, Иуды, говорю, и Вениамина, – это ясно покажет последующая речь. Необходимо также было записать и время, в которое говорил каждый из святых пророков, дабы мы точно знали, при каком состоянии и положении дел были обращены к ним слова Божии.

Толкование на пророка Осию

Преподобный Ефрем Сирин

Пророк Осия был из Веелмофа, из колена Иссахарова; в мире почил и погребен в земле своей. Предуказал он ясные признаки пришествия Господня на землю; пророчествовал сто тринадцать лет, и пришествие Христово предварил осмью стами лет.

Блж. Иероним Стридонский

К Книгам Малых пророков

Порядок Двенадцати пророков у нас не совпадает с еврейским. Поэтому и здесь они стоят сообразно тому, как читается у них. Осия краток и сжат, и излагает свои слова словно сентенциями. Иоиль ясен сначала, к концу темнее. И каждый имеет свои особенности вплоть до Малахии, все вместе для евреев возвещают о книжнике и учителе закона Ездре. И поскольку долго сейчас говорить о каждом, хочу, чтобы вы, о Павла и Евстохий, знали, что едина книга Двенадцати пророков, и Осия suncronon 1) Исайе, Малахия был во время Аггея и Захарии. Поэтому и их время не обозначено особо в заглавии, ибо они пророчествовали при тех же царях, что и те пророки, время которых указано.

Прологи к книгам Ветхого Завета.

Лопухин А.П.

В русской и славянской библиях за книгой пророка Даниила, а в еврейской после книги Иезекииля следуют книги Двенадцати малых пророков. В древности все эти книги составляли одну, которая у евреев называлась schaejasar (Арам. trejasar, treisar), а у греков dwdekapirofhton. Первое свидетельство о том, что книги малых пророков были соединены в одну, можно находить у Иисуса сына Сирахова (ХLIX:10). Это свидетельство, затем, находит подтверждение и у Иосифа Флавия, который считает в еврейском каноне только 22 книги (Апион I, 8) и у церковных учителей Мелитона Сардийского (Евсевий, Церк. Ист. IV, 26), Афанасия Великого (39 Пасх. Посл. ), Кирилла Иерусалимского (Сл. IV, 35), Григория Богослова (33 стих. ) и др., употребляющих термин dwdekapirofhton определяющих число ветхозаветных канонических книг только в 12. Мотивы соединения 12 пророческих книг в одну неизвестны, так как высказанное блаж. Феодоритом (Предисл. к толков. на малых пророк. ) и р. Кимхи (Comment. in psalm. proef. ) и принимаемое некоторыми новыми авторами (Гоонакер) соображение, что книги соединены были вследствие малого объема, для предупреждения потери их, не может считаться основательным.

Составляя одну книгу, писания Двенадцати пророков занимали в кодексах Библии не одинаковое место: по Мелитону, они помещались после книг великих пророков, по Оригену и Епифанию пред этой книгой, как и теперь в принятом тексте LXX-ти. Равным образом, порядок отдельных произведений в сборнике малых пророков изменялся. В евр. библии сохранился порядок, принятый в наших текстах, а у LXX книги располагались иначе, именно: Осия, Амос, Михей, Иоиль, Авдий, Иона, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия. Какие мотивы легли в основу указанного распределения книг малых пророков, нельзя сказать с определенностью; по-видимому твердого принципа не было, а отчасти руководились принципом хронологическим, отчасти принимали во внимание и объем книг. Поэтому книги послепленных пророков помещены были в конце всего собрания, а из допленных книг большая по объему кн. Осии помещена была впереди кн. Амоса, хотя Амос был предшественником Осии в пророческом служении.

Литература

посвященная истолкованию книг малых пророков чрезвычайно обширна.

Из церковных учителей книги малых пророков толковали блаж. Феодорит, св. Кирилл Александрийский, св. Ефрем Сирин, блаж. Иероним и блаж. Феофилакт. Из трудов, составленных в новейшее время, наиболее важными являются следующие: Hitzig, Die kleinen Propheten (4 Aufl. 1881); Keil, Die kl. Proph. (3 Aufl 1888); Knabenbauer, Comment, in prophetas minores. 1866. Nowack, Die kl. Proph uberzetzt und erklart, 1904, Marti, Dodekapropheton erklart 1904. Hoonacker Les douze petits prophetes. 1908.

В русской литературе истолкованию малых пророков посвящены труды Палладия, еп. Сарапульского (1872 и д. ). Ружемонта, Краткое объяснение 12 малых пророков 1880 и И. Смирнова (1873 и д. ).

Пророк Осия (Греч. Ώshe евр. Hoschea, от jascha спасать, помогать, означает спасение, спаситель, помощник), по свидетельству его книги, был сын некоего Беерия. О жизни пророка может считаться с достоверностью известным только то, что он был уроженцем десятиколенного царства и в этом же царстве проходил свое пророческое служение. Об этом свидетельствует: 1) выступающее повсюду в кн. Осии всестороннее знакомство пророка с внутренним состоянием Израильского царства (IV:1-2, 6, 11-14; V:11; VII:6-7, 11-14; IX:7-8; X:10; XII:7; XIII:2); 2) исключительное упоминание им городов этого царства (Самарии VII:1; VIII:5-6; Галаада VI:8; XII:11; Сихема VI:9; Галгала IV:15; IX:15; Вефиля или Беф-Авена IV:15; V:8; X:5, 8, 15). 3) Особенности речи пророка или арамеизмы, свойственные языку жителей Северного Царства (ХI:4 Ochil вместо aachil; XIII:15 japrija вместо japreh; XIII:10 ehi вместо asseh).

Если гл. I-III кн. Осии понимать в смысле описания действительных событий из жизни пророка (что, однако, не бесспорно), то из этих глав следует, что Осия имел жену и детей, но был несчастлив в своей семейной жизни, так как жена его была ему неверна.

Краткие сведения, почерпаемые из самой книги Осии, восполняются сообщаемыми у древних писателей (Ефрем Сир, Дорофей) преданиями, что Осия был родом из г. Беелмофа или Белемона в колене Иссахаровом, что он умер в Вавилоне, а погребен был в верхней Галилее. Достоверность этих преданий также трудно защищать, как и отстаивать предположение Дума (Dulm, Tbeologie der Propheten 1875, s. 130), что Осия принадлежал к священническому сословию: знакомство с прошлой историей Израиля, высокий взгляд на жертвы, упоминание о законе Божием и другие, отмечаемые Думом черты книги поняты в книге пророка и без предположения принадлежности его к священникам.

Время

пророческой деятельности Осии не может быть указало с точностью. Из надписания книги следует, что пророк проходил свое служение в период иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (791-698). Если понять надписание в том смысле, что Осия начал свою деятельность только во второй половине царствования Озии, а заключил ее уже в начале царствования Езекии, то все-таки время служения пророка придется определять периодом в 59-63 г. (26-28 л. Озии 16 Иоафама. 4 Цар XV:33; 16 Ахаза 4 Цар XVI:2 и 1-3 Езекии). Столь значительная продолжительность деятельности пророка возбуждает у некоторых исследователей сомнение в точности надписания. Основание для этого сомнения находится еще и в том, что из царей Израильских для всего периода служения пророка называется один Иеровоам II, который был современником только Озии. Отсюда не без основания делают заключение (все почти западные авторы, из русских Яворский), что написание в кн. Осии повреждено и что время служения пророка должно определять только на основами указаний, имеющихся в содержании самой книги. Согласно этим указаниям пророк начал свое служение в конце царствования Иеровоама II (787-746). По I:4 дому Ииуя только еще угрожается падением; последнее же произошло после смерти Иеронима, при сыне его Захарии. Предполагаемое гл. I-III благосостояние царства (II:7) соответствует именно времени Иеровоама. Указания же дальнейших глав книги на времена анархии, когда падали князья и судьи (VII:7) на колебания между дружбой с Египтом и союзом с Ассирией (VII:11) соответствуют уже времени преемников Иеровоама. Конец служения пророка определяется следующими данными: 1) Пророк везде предполагает существование десятиколенного царства и говорит о разрушении его (722 г. ) как о будущем; 2) в книге нет никаких указаний на бывшую войну с Иудейским царством. Израильского царя Факея и Сирийского Репина (735); 3) B VI:8; XII:12 Галаад называется еще городам Ефремовым, между тем область Галаадская еще в 734 г. была опустошена Тиглат-Пелассаром. Таким образом, на основании указаний книги время служения пророка можно ограничивать периодом от 750 до 735 г.

Пророку Осии пришлось проходить свое служение при трудных обстоятельствах. Страна переживала тяжелое политическое состояние. Иеровоам II расширил предел Израильского царства от Емафа до Мертвого моря (4 Цар XIV:25-28) и доставил ему могущество и силу, которых оно не имело со дней Давида и Соломона. Но тотчас по смерти Иеронима начался быстрый упадок царства. Последний представитель дома Ииуева Захария на 6-м месяце своего царствования пал жертвой заговора Саллума (4 Цар XV:8 и 9). Через месяц Саллум был убит Менаимом. Менаим мог держаться на троне только при посторонней помощи. Эту помощь он получил от ассирийского царя Фула, уплатив ему большую дань. Сын и преемник Менаима - Факия после двух лет своего царствования был умерщвлен Факеем (4 Цар XV:26). Факей в свою очередь был низложен и убит Осией (4 Цар XV:30). Таким образом, после смерти Иеровоама в десятиколенном царстве водворилась анархия, престол переходил от одного узурпатора к другому, во внутренние дела страны вмешались ассирияне, вскоре положившие конец северному царству. Тяжелое положение переживала страна и в отношении peлигиозно-нравственном. В стране господствовал введенный Иеровоамом 1-м, по политическим соображениям, культ тельцов, центрами которого были святилища в Вефиле и Дане. Представляя в образе тельца Иегову, народ стал приравнивать Иегову божествам языческим и, смешивая его с Ваалами, усвоил Иегове имя Ваала (II:16). Незаконное, само по себе служение тельцам явилось, таким образом, ступенью для перехода от религии Иеговы к культу языческому. Это отпадение от Иеговы отражалось на нравственном состоянии народа. В народе исчез страх и пред святостью закона, и пред святостью Бога. Не было ни истины, ни милосердия; клятвопреступления, убийства, обман, воровства, прелюбодеяния (IV:1-2) распространились по всей стране, проникли во вcе слои общества. Священники занимались разбоем и грабежом (IV:8; V:1-6), князья «пылали к злодейству, как раскаленная печь», народ утопал в разврате (Ос IV:13-14, 18).

Кн. Осии представляет собою не собрание отдельных речей пророка, а свод их, сокращенное изложение того, что проповедовал пророк в течение своего служения. Это изложение, как и в других библейских книгах, не имеет строго систематического характера. Обыкновенно книгу Осии разделяют на две части: к первой относят гл. I-III, а ко второй гл. IV-XIV. Первая часть обнимает начало служения пророка, т. е. речи из времени Иеровоама II, а во второй содержится изложение обличительных и утешительных речей пророка из последующего периода его служения. Обе части книги Осии при этом, проникнуты одной идеей, около которой вращаются вcе речи пророка. Соответственно современному пророку, состоянию народа, кн. Осии имеет обличительный характер. Исходным пунктом проповеди для пророка служит идея брачного союза народа Израильского с Иеговою. С точки зрения этой идеи, пророк рассматривает и настоящее народа, и его будущее. Образ брачного союза постоянно предносится пророку, и он пользуется им и в символическом действии, которым началась его проповедь, и в последующих речах. Иегова, заключив завет с народом в любви, оставался верен этому завету. Любовь Иеговы к своему народу никогда не угасала. Он вывел Израиля из Египта (II:1), даровал ему закон (VIII:12), спасал его от врагов (VII:13), воздвигал для него пророков (XI:2), изливал на него щедрые милости (XII:9). Но Израиль нарушил брачный союз с Иеговою, сделался блудницей и прелюбодейцей, подобно Гомери (I-III). Уже в первое время после заключения союза с Иеговою, Израиль пошел к Ваал-Фегору (IX:10). Позже он совсем забыл Создателя Своего (VIII:14), привязался к Идолам (IV:17), стал курить Ваалам (II:15; XI:2), настроил жертвенников (VIII:2) и погиб через Ваала. (XIII:1). «Сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (I:2). Забвение Иеговы, и служение Ваалу есть первый великий грех Израиля. Но этот грех явился источником и причиной других преступлений, которые и обличает пророк в своих речах. В связи с уклонением от Иеговы стоит прежде всего второй грех Израиля - отмщение от дома Давидова народ поставил себе царей сам (VIII:4) или, если и даны они ему Богом, то даны в гневе (XIII:9-11). Затем, последствием безбожного настроения Израиля явилась ложная политика царства, искание дружбы с язычниками. Желая при помощи иноземцев избавиться от наказания Божия (V:13), стремясь, вопреки своему прямому назначению, играть роль между народами (VII:8; VIII:8). Израиль стал заключать союзы с Египтом и Ассирией, причем это заключение союза соединялось с «словами пустыми и ложными клятвами» (XII:2; X:4). - «И стал Ефрем, - говорит пророк, - как глупый голубь без сердца, зовут в Египет, идут в Ассирию» (VII:11). И вот результаты этой политики: «Ефрем смешался с народами… Чужие пожирали силу его, и он не замечал, седина покрыла его, а он не знает» (VII:8-9). Наконец, уклонение от Иеговы привело народ к крайнему нравственному упадку (IV:1-2) «нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле; клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство крайне распространились» и кровопролитие следует за кровопролитием. Обличая отступничество народа, пророк при этом начертывает для него идеал, к которому должно стремиться. Израиль должен быть верной женой Иегове и не вспоминать имени Ваалов (II:16-17). Он должен взыскать Господа Бога своего и Давида, царя своего (III:5). Он должен познать (jadah) Господа, так как боговедение в очах Божиих имеет цены более, нежели всесожжение, ибо Господь говорит: «Я милости хочу, а не жертвы и боговедения более, нежели всесожжения» (VI:6). Евр. глаг. jadah - знать заключает мысль о таком знании, которое основывается на теснейшем, непосредственном единении с познаваемыми и потому употребляется для обозначения супружеских отношений. Когда пророк выставляет идеалом для народа Боговедение, то он разумеет не приобретение теоретических знаний о Боге, а именно достижение теснейшего общения с Богом, единения в любви. Отсутствие боговедения, т. е. любви к Богу было причиной нравственных преступлений народа, достижение боговедения будет для него источником новой, чистой жизни. Средством для возвращения народа к цели его избрания, по мысли пророка Осии, послужат наказания. Подобно своему старшему современнику Амосу, Осия с решительностью говорит о неизбежности наказания Израильского царства. Это наказание пророк представляет под образом возвращения народа в Египет (VIII:13; IX:1). Пророк возвещает предстоящее разрушение царства, отведение в плен и рассеяние народа (XI:1; IX:17), уменьшение его численности (IX:11), погибель царского дома (X:7; XI:1) разрушение святилищ (С:8) и наступление ряда тяжелых бедствий (XIII:7-6). Среди этих бедствий, согласно с Амосом, Осия возвещает пребывание народа без откровения Божия (III:4; V:6; IХ:4), а также неимение жертв и жертвенников (III:4; IX:4). Вообще, по мысли пророка, чтобы осуществить свое назначение, чтобы очиститься, чтобы жить, народ должен умереть, и только творческим, божественным актом он может быть воскрешен для жизни. Пророк провидит это время, когда Господь возвратит народ свой из земли переселения (I:11; XI:11), восставит его от смерти, и он будет жить пред лицом Его (VI:2), когда упразднены будут даже сила смерти и власть ада (XIII:14). После этого осуществится и та цель, которая имелась в виду при призвании Израиля. В новом обществе, - среди нового Израиля - целомудренного, как дева (II:19 aras - «обручать» употребляется об обручении с девицей), многочисленного, как песок моря, вследствие присоединения к нему тех, которые не были доселе народом Божиим (I:10), - будет восстановлен брачный союз с Господом во всей чистоте и глубине (II:16 и д. ). Основой этого нового союза со стороны Бога будет правда, суд, благость и милосердие (II:19), а со стороны общества познание Господа, т. е. единение с Богом в любви. Это восстановление в чистоте брачного союза общества с Господом будет сопровождаться восстановлением полной гармонии в природе, того мира, который был нарушен некогда грехом человека (II:17-22).

Из сказанного видно, что пророк Осия в своих речах является проповедником любви к Богу в недостатке этой любви (богопознания) он видит причину грехов народа, а в возвращении к ней указывает подлинный источник жизни. Глубина чувства, горячая любовь к своему народу составляют отличительные черты и личности самого пророка Осии. По этим качествам пророк Осия может быть сближаем с новозаветным апостолом любви Иоанном Богословом, а его книга с посланиями возлюбленного ученика Христова.

Со стороны изложения кн. Осии отличается обилием образов, заимствованных из области природы (Ср. II:21; IV:16, 19; V:1, 12-13 и др. ), и быстрыми переходами от одной мысли к другой, - от обличения к угрозе, от угрозы к обетованию. В языке пророка встречаются редкие слова и формы (IV:18 ahavu hevu; V:13 nahah; VI:10 Schaarurijah и др. ), а также отступления от обычной конструкции и орфографии (V:2; VI:9; X:14; XI:7; VII:6; VII:9). В общем, кн. Осии по содержанию и языку представляет одну из наиболее трудных для понимания книг Ветхого Завета. Еврейский текст книги может считаться сохранившимся в достаточной чистоте, причем уклонения переводов от подлинника, за исключением немногих мест (VI:5; X:10), объясняются ошибками и вольностью переводчиков.

Кроме отмеченных общих трудов о книгах Малых пророков кн. Осии наследуется в ряде специальных монографий. Из них важны - иностранная Wunsche, Der Prophet Hosea. 1868; Nowack, Der Prophet Hosea. 1880; Scholz, Commentar zum Buche Pr. Hosea 1882; Valeton, Amos und Hosea. 1898; русские - Смирнов, Св. Прор. Осия и Иоиль; Яворский, Символические действия пророка Осии (1903) и особенно Проф. И. А. Бродович, Кн. пророка Осии. Введение и экзегесис. К. 1903. Монография Проф. Бродовича представляет ученый комментарий на кн. Осии, составленный на основании изучения обширной литературы.

1) «Современен».