Толкования на Ос. 2:15

Свт. Кирилл Александрийский

и дам ей притяжание ея оттуду и поляну Ахорову, отверсти смысл ея: и смирится тамо по днем детства своего и по днем изведения своего от земли Египетски

Будут же приобретения ее оттуда вместо: отсюда (с сего времени) или с этого события. Ибо с того времени как Бог возглаголал в нас и чрез Духа внушил нам все необходимое для жизни и богопознания, разумеваемого во Христе, через Которого и в Котором созерцаем Отца, — мы получили, как я сказал, неувядающую надежду, славу, похвалу сыноположения, благодать и соцарствование Самому Христу. Таковы стяжания святых, таково небесное богатство; ибо они не имеют помышления ни о чем земном и возненавидели мир и что в нем.

И поляну Ахорову, отверзсти смысл ея. Это изречение зависит от предшествующего глагола: дам; дам, говорит, притяжание ея оттуду; точно также дам поляну Ахорову, отверзсти смысл ея. И сам Он хочет указати на следующее. Мы уверовавшие, стараясь найти в случившемся с древними некоторое указание на то, что должно делать, отвращаемся от прогневления Бога, как пагубного действия, напротив стремимся и проникнуты заботою исполнять угодное Ему. И нас к этому располагает Апостол Павел, так говоря: сия же вся образи прилучахуся онем: писана же быша в научение наше, в них же концы века достигоша (1 Кор. 10, 11). Итак способ наставления к добродетели заключается в том, чтобы мы считали необходимым вникать в случившееся с древними. А что непокорные, необузданные и пренебрегающие божественными заповедями подвергнутся, по суду Христа, страшному и неизбежному наказанию, это как бы в образе показывает, и притом очень ясно, случившееся некогда с Ахором. Как пренебрегший божественною заповедью и укравший из подвергнутого заклятию, он наказан был со всем домом своим, после того как Иисус Навин, служивший образом Христа, присудил его к смерти. После Моисея предводителем были Иисус Навин, он перевел чрез Иордан сынов Израильских и разделил между ними землю обетования. А об Ахоре написано следующее. Когда он как похититель уличен был и исповедал грех, тогда взя, сказано, Иисус Ахара сына Зараня, и возведе его в дебрь Ахор, и сыны его, и дщери его и телцы его и ослята его, и вся овцы его, и кущу его, и вся имения его, и весь Исраэль по нем: и возведе я со всем во Емек (дебрь) Ахор. И рече Иисус Ахару: почто потребил еси нас? да потребит тя Господь, якоже и днесь, и побиша его камением весь Исраиль. И наметаша на нем громаду камения велику (Иис. Нав. 7, 24—26.). Ахор же означает: смятение. А в соединении емек ахор означает: долина смятения. Там сыны Израилевы убили Ахара, как человека ненавистного Богу и пристрастного к богатству и вместе с ним все, ему принадлежащее; ибо написано, что нечестивии с коренем от земли погибнут (Иов. 4, 7 ср. Прит. 2, 22). Так будет и в посдедиия вромена века, когда Христос снидет к нам с неба воздати комуждо по деянием его (Матф. 16, 27). Тех, которые не восхотели повиноваться божественным заповедям и возлюбили более мир, низвергши в ад, как бы в глубокую пропасть, злых зле погубит. Итак дам, говорит, поляну Ахор или Емек Ахор, отверзсти смысл ея: то есть, совершившееся некогда в долине Емек Ахор послужит ей в большую пользу, отрезвит ее и отверзет наконец умственный взор ее от исконного ослепления. Место то назвал долиною смятения, ибо там многие из Израильтян пали в то время, когда жители Гая преследовали их и произошло большое смятение, а Иисус думал, что Израиль лишился божественного попечения и помощи. Итак совершившееся, говорит, в долине смятения над тем, кто дерзнул нарушить божественную заповедь, отверзет смысл ея к ясному уразумению того, какой конец постигнет предприятия людей, решающихся пренебрегать (волею божественною). Обрати внимание на то, что долина Ахор дана отверзсти смысл ея не прежде, чем Он возглаголал в сердце ея; ибо народ Иудейский не может уразуметь божественных заповедей, даже и в образах он не в состоянии усмотреть таинство Христово, если подобно нам, уже уверовавшим, не получит причастия Святого Духа и не окажется приявшим просвещение свыше. В этом удостоверит нас и блаженный Павел, говоря о потомках Израиля: даже бо до сего дне тожде покрывало во чтении ветхого завета пребывает не откровено, зане о Христе престает. Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит. Внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. Господь же Дух есть: а идеже Дух Господень, ту свобода (2 Кор. 3, 14—17). Посему и возвещает, что прежде возглаголет в сердце ее, начертав на нем божественные законы и сообщивши высшее воспитание чрез Святого Духа; а после этого она уже уразумеет совершившееся и образно и исторически в долине Емек Ахор и вполне способное отверзсти смысл ея и освободить от давнего ослепления, яко ослепление от части Исраилеви бысть, как пишет и премудрый Павел (Рим. 11, 25).

И смирится тамо по днем детства своего, и по днем изведения своего от земли Египетски. Когда, говорит, Я возглаголю в ум и сердце ее и дам поляну Ахорову отверзсти смысл ея, тамо, то есть тогда, смирится, — не унизится и не дойдет до чего-нибудь способного причинить огорчение, но, вернее, оставит наконец свой непокорный и строптивый и преданный гордости нрав. Ведь непокорный — горд и как бы упорен и необуздан и нисколько не расположен чтить и исполнять закон. Напротив расположенный к повиновению — очень смирен и как бы уступчив и весьма любезен Богу, — и посему Он негде чрез одного из святых пророков сказал: на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущего словес моих (Иса. 66, 2). Итак когда возглаголю, говорит, в сердце ея; тогда-то и она смирится, как и в начале, когда Моисей призывал ее и милосердый Бог повелел ей выйти из земли Египетской, и она с величайшей готовностью спешила исполнить это и бежала из земли притеснителей ее. Когда же Он на горе Хорив давал законы, то собравшиеся с Моисеем при горе Синайской обещались, говоря: вся, елика глагола Господь, сотворим, и послушаем (Исх. 24, 7). Итак она будет смиренна и покорна, как в начале, когда она, прияв возрождение чрез закон к богопознанию, охотно исполняла угодное Богу. Итак днями детства называет возрождение чрез закон богопознанию. Посему и сказал: сын мой первенец Исраиль (Исх. 4, 22).

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

И дам ей виноградники ея оттуду; обещает дать, что было уже обещано Пророками, и не дано за вероломство. И поляну Ахорову, отверзти смысл ея. Ибо отцы их на долине Ахор положили начало обладанию своим древним наследием - землею обетованною.

Блж. Иероним Стридонский

И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской

См. Толкование на Ос. 2:14

Блж. Феодорит Кирский

И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской

Здесь пророк дает разуметь, что как жившие тогда из наказания Ахара познали, сколь велико беззаконие, так и они пленением приведены будут в сознание своих прегрешений.

Комментарии на малых пророков.

Блж. Феофилакт Болгарский

И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской

Богатства всякого крестившегося во Христа есть оставление грехов и вышние обители, которые человек приобретает себе, идя по ведущему к ним пути. Ибо как многоразличны обители, так многоразличны и пути. Эти богатства тот, кто грешит, теряет и лишается их, в то время как в нем молчит Божественное Слово. Конечно, когда Оно, охватив его сердце, говорит в нем, тогда дает ему богатства оттуда, то есть из сердца. Ибо Царство Небесное внутри нас есть, и сердце наше или отнимает эти богатства от нас, или нам их дарует.

Толкование на пророка Осию.

Лопухин А.П.

И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской

И дам ей оттуда (mischscham) виноградники ее. Виноградная лоза - образ благ, посылаемых от Бога. Пророк хочет сказать, что как некогда Израиль, пройдя пустыню, вступил в страну виноградников, так и в будущем он воспользуется драгоценными благами. И долину Ахор в преддверие надежды. Образ заимствуется из времени вступления евреев в Ханаанскую землю. Долина Ахор - (евр. achor - смятение) долина, находившаяся на северной границе колена Иудина, вблизи Иерихона (Нав XV:7). Здесь был исполнен суд Божий над Аханом, утаившим часть заклятого (Haв VII). После этого суда отвратился гнев Божий от Израиля. Таким образом, долина Ахор, явилась памятником того, как Господь, по очищении вины народа через наказание преступника, снова возвратил обществу Свою милость (Бродович). Это возвращение милости Божией Израилю, по мысли пророка, повторится и в будущем. И она будет петь там, как во дни юности своей, т. е. петь благодарственную песнь за спасение. Пророк, очевидно, вспоминает о песни, воспетой при переходе через Чермное море (Исх XV) и отсюда берет свой образ. В слав. вместо слов и дам ей оттуда виноградники (et keramajha) читается - «и дам ей притяжание (kthmata) ея оттуду»: LXX нередко ставят общее вместо частного. Вместо слов и она будет петь (veanethah) там в слав. с греч. «и смирится (tapeinwqhsetai) тамо». Гл. anah имеет несколько значений: отвечать, петь, смиряться. В значении петь, отвечать понимают гл. в большинстве древних переводов (Ак. upakousei, Феод. apokriqhsetai, Вул. canet).