Толкования на Ос. 2:19

Свт. Кирилл Александрийский

и обручу тя Себе во век и обручу тя Себе в правде и в суде и в милости и в щедротах

Не только, говорит, освобожу от ужасов войны, но присовокуплю к этому и то, что ты наконец будешь наслаждаться надеждою на блага и иметь крепкую, твердую и непоколебимую радость; ибо обручу тя себе и притом во век. Что же это значит? Хотя Он некоторым образом обручал себе древнего Израиля или иудейскую Синагогу и призвал ее к общению с Собою, то есть, чрез закон, при служении Моисея и нри содействии ангелов (Гал. 3, 19-20); но этот способ обручения был не постоянный, и не навек, далеко не навек, — ибо образы не должны были иметь силу навсегда и были установлены только до времени исправления (Евр. 9, 10). После же времени исправления, то есть, после пришествия Спасителя нашего, явился иной способ обручения, постоянный и ненарушимый, несравненно славнейший первого и превосходнейший сени. Бог всяческих как бы некое приданое невесте даровал отложение плотского рабства и чрез сень и образы призвал к духовному очищению. Впрочем определил время обручению; ибо первый (завет), по слову Павла, не был непорочен и не стареющийся и не далек был от уничтожения (Евр. 8, 7); посему второму искалося место, то есть, новому, который чрез дар, говорю, и благодать Христову доставляет нам не временную и не плотскую свободу, но вписывает нас в число чад Божиих и сообщает залог Духа и определяет постоянные законы. Посему так сказал к Нему божественный Давид: правда твоя правда вовек, и слово твое истина (Псал. 118, 142), ясно, думаю, указывая на то, что не пребывают вечно постановления закона, потому что сень имела преобразоваться в истину, и что красоту истины никто не может усмотреть в письменах закона. Ибо закон, как я сказал, был сенью и образом.

Итак отменив древний и первый брак совершает теперь ее обручение себе; ибо закон не достаточен для того, чтобы совершенно и чисто соединить с Богом. Приходим же к Нему чрез Сына и Его учение, то есть, евангельское, которое и производит духовное единение или сочетание. В Духе мы соединяемся с Богом и в изобилии получаем причастие Его божественного естества. Вероятно выражением: обручу тя себе Он тонко намекает и на нечто другое. Можешь понимать это таким образом. Или себе говорит вместо: чрез себя, не так, как древле при посредстве Ангелов, и не при участии в этом какого-нибудь служителя, на подобие Моисея; ибо не ходатай, ни ангел, но, как написано, Сам Господь, из Бога Отца Слово, соделавшись подобным нам человеком, представил Себе церковь, и два народа созда во единого нового человека, творя мир и примирив обоих во едином Дусе ко Отцу (Ефес. 2, 15, 16, 18), по слову блаженного Павла.

Или, если хочешь, сказанное можешь понимать и иным способом. Он обручил, как я сказал, некогда в Египте синагогу Иудейскую, но как бы более другому, а не Себе, говорю, божественному Моисею, которому сказал: иди скоро, сниди отсюду: беззаконноваша бо людие твои, ихже извел еси из земли Египетския (Исх. 32, 7). Не слышишь ли, что Он обрученную Моисею или народ не считал еще достойным общения с Собою? Ибо, как я сказал, закон, или Моисей не в состоянии был соединить с Богом чисто или всецело. Это превосходнейшее из всех и поистине только Богу свойственное дело сохранено Посреднику между Богом и людьми, то есть Христу, чрез Которого и в Котором мы соединяемся с Богом. Той бо есть мир наш, по Писанию (Ефес. 2, 14), и уничтожил служивший преградою грех и нас чистых и омытых Духом соединил с Собою и чрез Себя с Богом и Отцем.

И обручу тя себе в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах. Ясно показывает, каков будет союз и какими средствами осуществится тайна домостроительства (спасения): он будет, говорит, в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах. Итак, что такое правда, что такое суд и милость, об этом, как оказывается, необходимо сказать теперь. Мы, несчастные, находились в угнетении, когда сатана как дикий зверь расхищал нас, увлекал в заблуждение и по своему произволу ввергал нас, совершенно бессильных помочь себе, в пропасть греха; ибо он есть ужасный и поистине жесточайший и человекоубийственный зверь. Когда же род человеческий доведен был до такого бедственного состояния, тогда блаженные пророки стали творить частые молитвы к Могущему оказать помощь и как бы от лица всего человечества взывать, чтоб сошел с небес Помощник и защитник —Сын. Посему божественный Давид сказал: воскресни Боже, суди земли (Псал. 81, 8) и опять: Боже, во имя твое спаси мя, и в силе твоей суди ми (Псал. 53, 3). Так Бог осудил в правде и спас терпевших неправду, а скверноубийцу и преступника сатану изгнал вон и лишил владычества над ними и уничтожил надменную власть демонов. Эту тайну Он сам изъяснил нам, когда намеревался претерпеть крест за жизнь всех и говорил: ныне суд есть миру сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесет буду от земли, вся привлеку к себе (Иоан. 12, 31-32). Мы конечно не утверждаем того, будто Он сказал, что суд над миром сим будет произведен им во время Его пришествия на землю; потому что Он сам в другом месте говорит: не посла Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется им мир (Иоан. 3, 17). Судом же называет Он правильный и безупречный приговор; ибо Он, как я сказал, совершил правильный суд как над нами, так и над тем: нас Он спас, привлекши к Себе, а притеснявшего нас своим жестоковластием и различным образом губившего нас изгнал. Так мы спасены милостью и щедротами Бога; ибо мы оправданы не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости, по написанному (Тит. 3, 5).

Толкование на пророка Осию.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа

Ты благоразумно решил задать вопрос: есть ли какая-либо разница в любви Бога к тем, кто верует от детства, и тем, кто пришел к Богу в юности или в зрелости? Ибо и того коснулось Божественное Писание, и этого не оставило без внимания. Ясно говорит Господь Бог наш к Иоилю пророку: «Восскорбел Я о синагоге, рыдающей ко Мне, как молодая жена, препоясавшись [вретищем], о муже юности своей!» (Иоил 1:8). [Он говорил] либо о той, которая от девства своего обручена была Слову Божию, либо о душе, утратившей блага, ей назначенные, и восскорбел о том, что настолько впала она во грязь преступления, что навлекла на себя ненависть и стала жалкой на вид, оскверненная грязью нечестия и предательства, ничего не сохранив от благодати той невесты, которая ранее удостоилась слышать: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (Ос 2:19).

Письма.

Свт. Петр Хрисолог

Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа

Об обрученной говорится для того, чтобы уже тогда можно было назвать Церковь Христа Невестой, согласно следующим [словам] пророка Осии: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности (Ос 2:19- 20). Позже сказал Иоанн: Имеющий невесту есть жених (Ин 3:29). А также блаженный Павел: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор 11:2). Подлинно обрученная - та, которая девственным рождением вновь производит на свет младенчество Христа.

Собрание проповедей.

Прп. Ефрем Сирин

Обручу тя Себе во век. Обручу тя в милости, потому что и отвергал тебя от лица Своего по правде.

Прп. Иоанн Кассиан

И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии

См. Толкование на Ос. 2:18

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа

Какая благость Божия! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиной, то есть недевственною, - а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев.

Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз Бог говорит: обручу тебя Мне навек (Ос 2:19). Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии (Ос 2:19). И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа (Ос 2:20). В первый раз Он обручил ее через Авраама или в Египте, чтобы иметь женою навек. Во второй раз - на горе Синай, давая ей вместо обручальных даров правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. <…> Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается через закон. Но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус. Когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы, познав Единородного, она познала и Отца.

Комментарии на малых пророков.


Ст. 19-20. Какая благость Божии! Когда блудница, блудодействовавшая со многими любовниками и за преступление преданная зверям, возвращается к мужу, то говорится ей не о примирении, а об обручении. И посмотри, какое различие между союзом Божиим и человеческим: когда человек берет жену, то деву делает женщиною, то есть не-девою, а когда Бог соединяется с блудницами, то обращает их в дев согласно с тем, что говорится прелюбодействующей женщине чрез Иеремию: не аки ли господином Мене нарекла еси, и отцом и вождем девства твоего (Иерем. 3, 4). Поэтому и апостол, сказав о блудодеянии и идолослужении, после того говорит верующим коринфянам: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови (2Кор. 11, 2). Спрашиваем: почему три раза повторяется название обручения. Ибо в первый раз говорит: обручу тебя Мне навек. Во второй раз: обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И не довольствуясь этим концом, прибавляет еще в третий раз: обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь, что Я Господь. В первый раз Он обручил ее чрез Авраама или в Египте, чтобы иметь ее женою навек. Во второй раз на горе Синае, давая ей вместо обручальных даров (sponsalibus) правду и суд закона и соединенное с законом милосердие, чтобы предать ее на пленение, когда она согрешит, а когда она принесет покаяние, то чтобы возвратилась в отечество и была помилована. Об этих обручальных дарах псалмопевец поет в различных местах: милость и суд воспою Тебе, Господи (Псал. 100, 1), и: милость и истины сретостеся, правда и мир облобызастася (Псал. 104, 11). О них, как о двух чашах, в семьдесят четвертом псалме мы читаем: чаша в руце Господни вина не растворена, исполнь растворения, и уклони от сея в сию (Псал. 74, 9), – из чаши правды в чашу милосердия и затем из чаши милосердия в чашу правды. Аще беззакония, говорит, назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе очищение есть (Псал. 129, 3). Таким образом, так как блудница, соединявшаяся в первый раз посредством супружества с женихом для вечного союза, чтобы никогда не оставлять супружеских уз, отступила и блудодействовала в Египте, то она снова принимается чрез закон; но так как она нарушила его, умерщвляя пророков, как бы друзей жениха, которые были посланы к ней, то наконец пришел Сын Божий, Господь Иисус; когда Он был распят и воскрес из мертвых, то она обручается не в правде закона, но в вере и благодати Евангелия, чтобы познав Единородного, она познала и Отца. Ибо сам Он говорит Филиппу: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? видевый Мене, виде и Отца Моего: како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце и Отец во Мне есть (Иоанн. 14, 910)? Кто обручится в верности и уверует в Евангелие, тот немедленно познает, что Он есть Бог, и уверует в Того, Кого прежде отвергал.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 19-20 И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа.

И обручу тебя. Гл. аrаs - обручать употребляется об обручении с девицей (Втор XX:7; XXVIII:30). Таким образом, пророк выражает мысль, что в новый брачный союз с Иеговою Израиль вступит в качестве целомудренной девы, т. е. греховное прошлое Израиля будет по милости Божией предано забвению. Троекратным повторением слов обручу, пророк имеет целью уверить в непременном исполнении великого обетования. Характеризуя новый брачный союз Израиля с Иеговою, пророк говорит, что основой его будет правда и суд (обручу тебя Мне в правде и суде), т. е. праведность Бога и Правосудие Его, очищавшее от всего скверного, благость и милосердие (слав. : «в милости и в щедротах»). Залогом нерасторжимости союза будет верность (emunath) Бога, т. е. твердость, неизменность. Следствием восстановления союза будет то, что Израиль познает (vejadath) Господа; евр. гл. jadah выражает мысль не о теоретическом только знании Бога, а о внутреннем единении с ним в любви.