Толкования на Ос. 2:21

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21-22 И будет в той день, глаголет Господь, послушаю небесе, а оное послушает земли: и земля послушает пшеницы, и вина, и масла, и сии послушают Иезраеля

Днем здесь опять называет время, соответствующее призванию. Ибо это обычно богодухновенному Писанию. Итак прикровенно показывает, что некогда и сам Израиль будет иметь в изобилии все блага и вышние дары от Бога и прославится верою во Христа. По Его мановению будет, говорит, изобилие дождей: такое именно значение, думаю, имеют слова: послушаю небесе. Но и на земле долу Он подаст нам самые полезные и необходимые плоды. Подлинно без Бога и вышней воли ни небо не посылает никогда на землю дождей, — ни земля своевременно не рождает своего плода. Зная это, пророк Иеремия молился, говоря: еда есть во изваянных языческих, иже дождит? Или небеса могут дати влагу свою? Не ты ли еси Господи Боже наш? И пождем тебе Господи, ты бо сотворил еси вся сия (Иер. 14, 22). Когда Ооздатель, как я сказал, соизволит и прострет руку Свою живущим на земле, тогда небо сделается подателем дождя и земля материю и вместе кормилицею необходимых плодов. Итак, послушаю небесе говорит вместо: повелю, чтоб дожди ниспадали живущим на земле. А когда это совершится, и она послушает пшеницы, и вина, и масла, то есть, живущим на ней даст изобильный плод, так что не будет недостатка ни в чем необходимом и потребном для жизни. Таков исторический смысл сих слов.

Но от чувственных предметов, как от самого наглядного образа, необходимо перейти к духовным. Доколе Израиль, виноград Госппода, новый сад возлюбленный был необузданным, и непокорным и враждебным Богу, — заповеда Бог облаком, еже не дождити на него дождя (Иса. 5, б-7). Под облаками надобно разуметь святые и умные, высшие и небесные силы, чрез которые может быть сообщаемо нам слово ободрения, ясно, что от Бога; ибо они суть служебнии дуси, по слову блаженного Павла, вверху и внизу пребывающие, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14). После же того, как миновало время наказания, прежний господоубийца спасен чрез веру и принят наконец в правде, и в суде, и в милости, и в щедротах и Бог, дающий всем вся обильно (1 Тим. 6, 17 ср. Иак. 1, 5), ниспослал ему вышние благословения; ибо повелел облакам низводить дождь, то есть, утешение уму и сердцу. Впрочем что и самое естество ангельское не имеет ничего собственного, но все получает в изобилии от Бога, этому научил, говоря: послушает небесе, то есть, небо, или сущие на небе, умные очевидно и святые силы, соделаю раздаятелями моих даров, так что они и сами могут ободрять помилованных. Тогда-то и земля послушает пшеницы, и вина, и масла, вместо: живущие на земле будут плодоприносить надежду жизни, радости и веселия. Пшеница есть образ жизни, вино -веселия, а масло - радости и благосостояния; ибо уверовавшим присуща надежда благая, постоянная и крепкая. Таковый удаляется от зла и устремляется ко всякому благу и подклоняет свою выю под иго Спасителя, питаемый благою, несомненною и вполне истинною надеждою на будущую жизнь, дабы радоваться вместе с другими святыми и иметь веселие в сердце. Так о святых Пророк Исаия негде сказал: радость вечная над главою их: хвала и веселие, и радость приимет я, отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Иса. 33, 10). Итак надеждою на жизнь, веселие и радость, высшими утешениями, или духовными дождями послушает земля, то есть населяющие землю люди. А что плод жизни святых будет во славу Христа, ибо един за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5. 14-15), на это указал говоря: и сии послушают Иезраеля; ибо мы, как я сказал, обязанные Ему собственною жизнью, будем плодоприносить Ему. Уже не раз сказано было, что Иезраель означает семя Божие, и это есть Сын, от Бога Отца по естеству и неизреченно рожденный, хотя это обозначается словом, относящимся к плотскому рождению.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 Послушаю небесе, а оное послушает земли, и земля послушает пшеницы, и вина и масла и сии послушают Иезраеля. Повелю небу, и даст оно дождь, и земля даст плоды свои. Сие дано было Иудеям по окончании их плена и по возвращении из преселения; совершенно же исполнилось, когда уверовавшие во Христа народы соединились в единую Церковь. Ибо все, о чем пророчествует Осия в сем последнем отделении, по точному смыслу пророчества должно быть отнесено к Церкви Христовой.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21–23 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: ты Мой народ, а он скажет: Ты мой Бог

В тот день и в то время, когда Я обручу тебя Мне в верности и когда ты познаешь, что Я Господь, Я услышу небеса, поведающие славу Божию (Псал. 18), и небеса услышат землю, чтобы орошать ее небесным дождем, и земля, из которой возникла истина (Псал. 81) и на поле которой выходит домовладыка, чтобы сеять семя свое (Матф. гл. 18), услышит пшеницу, и вино и елей, о которых мы выше говорили, и все это услышит Иезраеля, то есть семя Божие, в том смысле, что обилие и плодородие во всем даруется чрез семя Божие, то есть чрез Христа, потому что семя Божие сеется на земле, чтобы приносить многочисленные плоды, в сто крат, в шестьдесят и в тридцать (Матф гл. 18). И блудница, соединившаяся с Богом и родившая троих детей: двух мужеского пола и одно женского, в первый раз Иезраеля, во второй раз непомилованную и в третий раз не Мой народ, должна видеть, что ради семени Божии изменяются названия предметов и что чрез веру во Христа получила помилование та, которая была непомилованною, и что получил название народа Божия тот, который прежде назывался не [Божиим] народом. Отсюда мы видим, что можно все это относить и к десяти коленам, которые называются Израилем и которые под именем блудницы родили троих детей, и ко всему народу иудейскому. Относительно услышания неба и земли, и пшеницы, вина и елея и Иезраеля некоторые так полагают, что когда придет Христос, то все будет идти своим порядком и всякое творение будет служить на пользу человека, как было создано в начале. Иудеи и ваши иудействующие ожидают [исполнения] всего этого после [пришествия] антихриста при конце мира.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 21-22 И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель

В ряде образов пророк выражает мысль, что Иегова услышит всякую просьбу помилованного народа, и природа, находящаяся в «руце Божии», будет служить благоденствию Израиляю. В мире наступит полная гармония. Сии услышат Иезреель, т. е. Израиля. Пророк называет Израиля символическим именем Изреель, имея в виду смысл последнего имени - «Бог посеет».