Толкования на Ос. 4:10

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-11 И будут ясти и не насытятся: соблудиша и не исправятся: понеже Господа оставиша еже снабдети. Блуд и вино и пиянство прият сердце людий Моих

Опять сохраняет потомкам Израиля остаток; именно словами: «и будут ясти, однако не насытятся» ясно показывает, что служение свящеиников совсем не прекратится. В самом деле, если кто размыслит или о тех древних переселениях и пленениях Израиля, или об опустошении Иудеи руками Римлян (в наказание) за Христа, — тот найдет, что сохраняются остатки и самого Израиля, и служения по закону. Так, хотя они тогда отведены были Салманасаром и Феглафаласаром в Ассирию и Мидию, тем не менее некоторые весьма немногие оставшиеся из Израильтян делали узаконенные приношения священникам, жертвуя что было под руками и нисколько не отступая от обычаев. Равным образом и в последнюю войну, разумею при Кесаре Августе, когда подверглась опустошению их страна, хотя и были рассеяны по всем ветрам, по всем странам и городам, все-таки делали посильные приношения, впрочем уже скудно награждая священный и избранный род. И доселе поступают так, хотя древние жертвы исчезли, потому что приносить жертвы вне Иерусалима противозаконно. Итак, «будут, говорит, ясти, и не насытятся», то есть будут получать мало и с трудом и в количестве недостаточном для насыщения. Точно также и это свидетельствует о лишении их прежней чести и утрате ими прежнего благоволения. После того, говорит, как они соблудили, «не исправятся»: как я сказал, удаляющимся от Бога (в этом, думаю, и имя, и сущность блуда духовного) не возможно ни до насыщения пользоваться подаваемыми благами, ни собрать небесную и горнюю пищу, ни исправиться в мыслях и поступках, потому что хранитель всякого добра в нас и кормило ума нашего — Бог.

Здесь перечисляет причины того, почему ни они не насыщаются пищей, ни священнослужители уже не исправятся. Так как, говорит, и сами они удалились от Господа, и вместе с питомцами пали и воспитатели, с подчиненными и подвластными — получившие начальство, то справедливо будут находиться под гневом Божиим и подвергнутся наказанию за непрестанные прегрешения. Они-то именно и сохранили блуд, т.-е. поступали так, что у подчиненных уцелело заблуждение, хотя, напротив, они обязаны его исторгать и уничтожать, — потому что долг учителей — старательно удалять пагубное для народа и немедленно искоренять враждебное Богу; если же, но желая поступать так, они позволяют оставаться и сохраняться делам заблуждения, даже поддерживают их, тогда, конечно, душа воспитываемых примет нечто в роде «вина и пиянства». В самом деле: откуда или как ученики получат трезвенность и силу устремить око ума к истинному и сущему по естеству Богу, если воспитатели и наставники в полезном приучают их к заблуждению, как должному? Об этом, думаю, ясно сказано другим пророком: «священницы не рекоша, где есть Господь; и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя, и пророцы пророчествоваша в Ваала» (Иер. 2:8), и в другом месте: «сынов моих, и овец моих несть, несть ктому места скинии моей, места кожам моим. Понеже обуяша пастыри, и Господа не взыскаша: сего ради не уразуме все стадо, и расточено бысть» (Иер. 10:20-21).

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу

Страсть ненасытима, и чем более подчиняются ей, тем более она возбуждает в подверженных ей алчность. Наоборот, блаженны алчущие и жаждущие правды; ибо они насытятся (Мф 5:6). Как правда насыщает, так неправда, не заключающая в себе ничего существенного, обманывает употребляющих мнимую пищу и оставляет у едящих пустоту в желудках. Они блудодействовали и не перестали. Силы через блудодейство изнемогают, но желание блудодействовать не прекращается. Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова.

Комментарии на малых пророков.


Ст. 10–12 И будут есть, и не насытятся, и блудодействовали, и пе перестали; ибо они оставили служение Господу. Блуд, вино и пьянство увлекают сердце. Народ Мой вопрошал свое дерево, и жезл его дали ему ответ. Ибо дух блуда прельстил их и блудодействуя они отступили от Бога своего

Страсть ненасытима, и чем более подчиняются ей, тем более она возбуждает в подверженных ей алчность. Наоборот, блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся (Матф. 5, 6). Как правда насыщает, такь неправда, не заключающая в себе ничего существенного (substanriam), обманывает употребляющих мнимую пищу и оставляет у едящих пустоту в желудках. Они блудодействовали и не перестали. Силы чрезь блудодейство изнемогают, но желание блудодействовать не прекращается. Блудодействовали и десять колен с идолами Иеровоама, сына Наватова, и оставили Господа Бога своего, не исполняя того, что Он повелел, сказав: Господу Богу твоему поклонитися, и Тому единому послужиши (Второз. 6, 13; Матф. 4, 10). Слова же: блуд, вино и пьянство увлекают сердце следует понимать ἐμφατικῶς. Ибо как вино и пьянство лишают человека обладания умом, так блуд и похоть развращают чувства и расслабляют дух и из разумного существа делают человека бессмысленным животным, так что он постоянно ходит в корчмы, в непотребные дома и в притоны разврата. И когда сердце отклонится таким образом с места своего, то он дерево и камни почитает за богов и поклоняется делам рук своих. Поэтому и пророк как бы с изумлением и удивлением говорит: народ Мой, который некогда назывался Моим именем, стал вопрошать дерево и камни, – это род гадания, который греки называют ῤαβδομανρείαν (жезлогаданием). Потому и у Иезекииля (гл. 21) мы читаем, что Навуходоносор смешал жезлы против Аммона и против Иерусалима, и вышел жезл против Иерусалима. Причиною этого безумного блуда служит дух, который прельстил их, чтобы они, блудодействуя, отступили от Бога своего. Блудом же называется идолослужение, согласно с тем, что мы читаем у Иеремии: „прелюбодействовали с камнем и деревом, и Я сказал: после блудодейства со всем этим возвратись ко Мне, но она не обратилась ко Мне всем сердцем, а притворно». И еще: „она оставила Меня и сказала: буду ходить на всякую гору высокую и блудодействовать под всяким деревом ветвистым» (Иерем. гл. 3). И в псалме говорится: потребил еси всякого любодеющего от Тебе (Псал. 72, 27). Ибо началом блуда служит изобретение идолов. Еретики никогда не насыщаются своим заблуждением, и не прекращают бесстыдного блуда, и, ежедневно нарушая закон и Священные Писания, оставляют Господа, безумствуют и упояются, и утратив способность здравого суждения, покланяются идолам, измышленным ими самими, и ими овладевает дух блуда.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу

За оставление служения Иегове, священники не удовлетворят своей алчности, а народ не размножится. Вместо последнего выражения в слав. тексте читается: и не исправятся. По-видимому, LXX вместо евр. iprozu (paraz размножаться) читали itrzu (от taraz - исправлять, -ся).