Толкования на Ос. 4:12

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 12-14 В знамениих вопрошаху и в жезлех своих поведаху тем: духом блужения прельстишася и соблудиша от Бога своего: на версех гор кадяху и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом ветвенным, яко добр кров: сего ради соблудят дщери ваша, и невесты ваша возлюбодеют. И не присещу на дщери ваша, егда соблудят, и на невесты ваша, егда возлюбодеют: яко и тии со блудницами смесишася и со блудниками требы жряху, и людие смыслящии со блудницею сплетахуся

Ясно показывает, как они оставили Господа и сохранили блужение: воспитателя признает сообщником заблуждающихся и прямо объявляет, что те, кому прилично было, или, лучше сказать, необходимо было следовать законам божественным и приводить к этому подчиненных, они-то, как я сказал, и заслужили упрек в заблуждении. Некоторые, говорит, приходили к ним, желая узнать, что случится в будущем, или что приключится с ними, в какое время и при каких обстоятельствах. Они же нечестиво убеждали приходящих к ним не обращаться за этим к Богу, но «в знамениях вопрошаху», то есть старались узнать от нечистых духов при помощи некоторых знаков и примет, — подобно тому, как некогда Валаам пытался пророчествовать против Израильтян, потому что ому приказал сделать это Валам, сын Веоров; «созижди, - говорит, - мне зде седмь требищ, и уготовай мне зде седмь телцев, и седмь овнов» (Чис. 23:1) и пойду «в сретение волхвованием» (Чис. 24:1). Они наблюдают, куда и как и насколько высоко отлетают, рассыпаясь, жертвенные зерна, или рассматривают, несчастные, движения печени, или следят за полетом птиц. Гадание же до полету птиц, волхвование и им подобные худые дела суть признаки дошедшего до крайности нечестия, и происходят в самых низменных убежищах идолослужения.

И в жезлех своих поведаху тем. Когда, говорит, Израильтяне приходили к ним с целью разведать о каком-нибудь своем деле, они давали им ответ не только по знамениям, но и по жезлам своим. Это другой способ обмана — гадание при помощи жезлов, занятие и изобретение, кажется, суетливых халдеев. Таким именно образом волхвовал Навуходоносор относительно Иерусалима, о чем говорит божественный пророк Иезекииль (Иез. 21:21). Ставя два жезла и затем припевая над ними какой-то тайный заговор, при помощи демонских сил заставляли их наклоняться и при падении наблюдали, куда они направляются: вперед или назад, вправо или влево: затем уже сообщали решение приходящим. Это и есть — «в жезлех поведаху». Поистине ужасно, что руководители других, долженствовавшие привлекать к боголюбезному, даже сами способствовали заблуждению и, как говорит пророк, «изумление в дому Божии утвердиша» (Ос.9:8). Изумлением называет лжепророчество, ибо занимающиеся подобными делами притворяются, что уже не знают, где находятся, — и некоторые утверждали, что они вдохновляются и приходят в исступление, будто бы исполненные божества. Не знали они, что сердце заблуждающихся есть нечто в роде дома или вертепа для нечистых духов.

Ясно показывает, что подобное совершается но без участия духов нечистых и лукавых, ибо всякий вид зла происходит от них, и кто решился исполнять угодное им, тому не приходится отступать пред каким бы то ни было постыднейшим делом. Посему и говорит: «прельстишася духом блужения» и далеки-далеки стали от Бога, будучи любострастными и обращая дела идолослужения в повод к плотоугодию. Они приносили жертвы, располагаясь на холмах и на горах и (таким образом) земными высотами почитая низверженных долу (в преисподнюю) демонов. Затем, воздвигая жертвенники «под дубом и под елию», они делали возлияния. оказывая почести нимфам, вероятно гамадриадам, по сказаниям Эллинов; ибо поэты и сказатели эллинские говорят, что нечистые демоны любят растения и деревья, которые — не знаю, с какой стати, — они называли нимфами. Итак, говорит, им приятно было искать тени, нежиться под кровом цветущих деревьев и с одобрением говорит, «яко добр кров». Вследствие этого сластолюбец и не мог стать боголюбцем, о чем засвидетельствует и Павел, говоря о некоторых, что они «сластолюбцы паче нежели боголюбцы» (2 Тим. 3:4). Блаженны же, как говорит Спаситель, «плачущии ныне» (Мф. 5:4; Лк. 6:21), и наибольшего почета и любви достойно терпение в полезных трудах.

Так как, говорит, у вас считается достохвальным предаваться неге под деревом, в тени, и так как вы находите себе удовольствие в том, что для Меня оскорбительно, то есть в проклятой прелести и нечистоте, то, посему, «соблудят дщери вашя», а «невесты, то есть жены сыновей, возлюбодеют» и, не смотря на это, Я, говорит, не подвигнусь «и не присещу». По-видимому, этим предвозвещает ожидающие грешников бедствия войны и последствия плена, потому что завоеватели и победители поступают с покоренными как вздумается, необузданно пользуясь властью, с неудержимым рвением стремясь ко всему, что может доставить им удовольствие, — не помышляя о законе и не позволяя себе думать ни о благопристойности, ни о приличии, и, как бы ожесточившись и обладая душой, весьма склонной к суровости, не дают никакой пощады потерпевшим несчастие. Таким образом с очевидностью объявил, что дети соблудивших преданы будут врагам на посмешище и позор.

Если же кому угодно, можно понимать (сказанное) иначе. Бог всяческих печется о тех, кого благоволит почтить и возлюбить, и хотя бы видел, что они предались нерадению и желают совершать то, чего но следует, милостиво наказует, убеждая возвратиться к лучшему. Посему и богоглаголивый Павел говорит призванным к благочестной жизни:«аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог Который бо есть сын, егоже не наказует отец(Евр. 12:7). О том же свидетельствует мудрейший приточник и говорит: «егоже любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3:12). Следовательно, кого наказует, тех удостаивает своего попечения, как добрых и возлюбленыых, а на тяжко согрешивших но взирает уже, но говорит только: «не вем вас» (Мф. 25:12), ибо «очи Господни на праведныя», как написано (Пс. 33:16). Итак, если, говорит, и согрешат, «не присещу», то есть не попекусь, но обращу к себе, признаю совершенно недостойными. По какой причине? — Потому что вы сами, говорит, в качестве отцов, настолько далеки от намерения сдерживать и себя самих и своих детей, хотя бы они предавались крайнему нечестию, что смесились с блудницами и приносили жертвы с блудниками. Блудницами собственно называет жриц Веельфегора. А Воельфегор — это так называемый Приап, и, разумеется, почитательницы этой гнусной мерзости суть блудницы. Блудниками же (τετελεσμένοι) называет посвященных в таинства Веелфегора: это были мужчины, которые не желали оставаться тем, чем были, но, усвоив себе женоподобные нравы, сделались безобразно распущенными в речах и поступках. Некоторые называют их скопцами и развратниками, которые с женскими воплями, ударяя в кимвалы, бегали кругом с особенными факелами, показывали вид, что они священнодействуют, совершая празднование в честь стыдения Веелфегора. Посему, говорит, «жряху требы со блудниками», т. е. принимали участие в их таинствах и вместе с подобными развратниками приносили жертвы Веелфегору.

Сводит речь к Иуде, то есть к происходящим от колена Иудина и Вениаминова, которые еще жили в Иерусалиме и, имея божественный жертвенник (ибо храм существовал), говорили, что они соблюдают заповеди Моисея и обладают знанием закона. Но и они служили Астарте, «мерзости Сидонстей» (4Цар. 23:13). Астарта же, как говорят, есть так называемая у Эллинов (не знаю—почему) Афродита, ее статуя стояла обнаженною, в виде блудницы, бесстыдно обнажая пред глазами всех даже сокровенные члены тела. Итак, говорит, не только Израиль, недуговавший величайшим недомыслием, сообщался с блудницами и приносил жертвы с блудниками, но и сами «людие смыслящии», то есть те, которые выставляли себя сохраняющими еще знание закона, «со блудницею сплетахуся», ибо, как я сказал, покланялись Астарте, в честь которой насадил дубраву Соломон, исполняя угодное своей сладострастной жене иноплеменнице (3 Цар. 11).

Толкование на пророка Осию.

Свт. Филарет (Дроздов)

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего

А в четвертой главе пророчества Осии читается следующее наречение: Во знамениих вопрошаху и в жезлех своих поведаху тем. Яснее с Еврейского: «Народ Мой древо свое вопрошает; и жезл его отвечает ему». Пророк показывает два вида гадания: Древом и жезлом. Под именем древа, без сомнения, разумеются деревянные идолы, от которых, неизвестными нам приемами, получаемы были ответы (см.: Суд.18:5,6). Очевидно, это дело богопротивное, как соединенное с идолопоклонством. Под именем жезла отвечающего разумеется гадание посредством жезлов, по приметам, на которую сторону они падают, быв поставлены, или ложатся ли замеченною стороною вверх или вниз, и прочее, что называлось жезлогаданием или жезловолхвованием. Хотя в сем втором виде гадания не видно отношения к идолопоклонству, однако и он вместе с первым осужден пророком, как измена истинному Богу: Духом блуждения прельстишася и соблудиша от Бога своего. От сего обвинения не может увернуться стологадание, как бы ни старалось оно изъяснить себя легким и благовидным образом.

Письма.

Прп. Иоанн Кассиан

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего

В законе написано: не прелюбодействуй (Исх 20:14). Это человеком, еще связанным страстями плотской нечистоты, с пользою соблюдается в собственном значении слова. А тому, кто отстал от этого грязного дела и нечистой страсти, необходимо соблюдать то же самое духовно, то есть чтобы удаляться не только от идолопоклонства, но и от всякого суеверия язычников, гадателей и от наблюдения всех знамений, дней и времен и не предаваться гаданиям посредством некоторых слов или имен, вредящим чистоте нашей веры. Ибо этим блудом осквернил себя Иерусалим, который блудодействовал на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом. Господь, порицая его через пророка, говорит: пусть выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе (Ис 47:13). О таком блудодействе и в другом месте Господь, обличая, говорит: дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего.

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего

См. Толкования на Ос. 4:10

Лопухин А.П.

Народ Мой вопрошает свое дерево и жезл его дает ему ответ; ибо дух блуда ввел их в заблуждение, и, блудодействуя, они отступили от Бога своего.

См. Толкование на Ос. 4:11