Толкования на Ос. 6:4

Свт. Иоанн Златоуст

Что ти сотворю Ефреме? что ти сотворю, Иудо? милость бо ваша яко облак утренний и яко роса рано падающая

«Благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая». Слова эти имеют такой смысл: хотя Я, со своей стороны, все исполнил, – но как знойное солнце при самом восходе прогоняет и облако и росу, так и вы своей великой злобой останавливаете Мою неизреченную щедрость. Впрочем, и здесь вместе действует промысел: как скоро Бог усматривает нас недостойными благодеяний, удерживает их, чтобы они не сделали нас беспечными.

Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.

Свт. Кирилл Александрийский

Что ти сотворю Ефреме? что ти сотворю, Иудо? милость бо ваша яко облак утренний и яко роса рано падающая (πορευομὲνη)

Это речь не поставленного в затруднительное положение; ибо не неведал Бог, что полезно заблуждающимся, и не был бессилен для совершения того, что могло послужить на пользу попавшим в диавольские сети. Напротив он обвиняет их за то, что хотя у них не было никакого недостатна в средствах для уврачевания, однако ж они добровольно склонились к совершению того, что незаконно. Это подобно тому, как если бы так говорил: каких средств попечения и немощи не было употреблено? и что сделаю после всего этого? Как же удалишь ты свою болезнь? И какими наконец врачествами ты можешь получить исцеление? Ведь у вас во власти была возможность — мою благость и несравненное человеколюбие принять, как облако, утучняющее, и притом весьма богато, и как утреннюю росу, орошающую, и притом изобильно: но вы, говорит, все это не удостоили никакого внимания и ни во что поставили столь священную и многожеланную благодать.

Но смысл пророчества может быть отнесен в особенности к дару, полученному чрез Христа, ибо Он есть облако орошающее и роса утучняющая и притом утренняя, потому что (явился) некоторым образом после ночи, под которою разумеется мрак и тьма диавольская. Итак снисходит с небеси: ибо Слово пришло к нам свыше и от Отца. Проходящею же (πορευομενη) называется потому, что она распространяется по всей поднебесной; ибо спасительная проповедь весьма широка и как бы расширяется по всей поднебесной, тогда как закон некоторым образом был стеснен и вращался только в стране иудейской: «ведом во Иудеи Бог», по слову Псалмопевца (Пс.75:2); Спасителя же и Избавителя всех, то есть Христа, познала вся вселенная.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 4–5 Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая. Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет

Когда говорит: Что сделаю тебе, Ефрем,? Что сделаю тебе Иуда? то обнаруживает любовь Отца к погибшим детям, соответственно тому, что мы читаем у Исаии: что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему (Исаии 5, 4)? и у Михея: людие Мои, что сотворих вам? Или чим стужих вам? отвещаите Ми. Зане изведох вас из земли египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа, и Аарона и Мариам (Мих. 6, 3–4). Итак, что Я могу сделать для тебя, Ефрем, и что могу сделать для тебя, Иуда? Милость ваша, вследствие которой Я всегда миловал вас, исчезла, как утреннее облако и как появляющаяся утром роса, которая по восходе солнца высыхает. Ибо уже приближается пленение, Я уже вижу вас заключенными в оковы и уводимыми в Ассирию и Вавилонию, Я поражал (dolavi) вас чрез пророков, устрашал вас угрозами, употреблял резец, огонь и прижигания, чтобы вы, пренебрегавшие Моею благостию, устрашились гнева Моего, и Я убивал вас за ваше пренебрежение словами уст Моих, чтобы, прежде наступления плена, наказать грешников страхом Моих угроз. И все это Я сделал для того, чтобы обнаружилась справедливость (vеritas) суда, ожидавшего вас, и чтобы никто не сомневался в том, что вы справедливо терпите то, чему вы были подвергнуты. Вместо слов Я поражал (dolavi) чрез пророков LХХ перевели Я истреблял (succidi) пророков ваших в том смысле, что лжепророки были умерщвляемы Господом, так что те, кои, обещая благоденствие, были виновниками заблуждения, обратились чрез свое истребление в повод ко спасению. Смысл же следующий: чтобы вы не говорили, что вы поверили пророкам, Я истребил их, чтобы лишить вас всякого поводу во греху. В книге Царей мы читаем, что четыреста пятьдесят пророков Вааловых были умерщвлены при Илии (3 Цар. гл. 18) и в другой раз бесчисленное множество при Ииуе (4 Цар. гл. 10), низвергшем дом Ахавов. Мы полагаем, что эти слова относятся также и к еретикам и к истинному Иуде, подвергшемуся таким же [наказаниям]: Господь призывает их в милосердию и желает, чтобы они обратились на [путь] спасения. Но они ищут удовольствий и утешений мира сего, подобных облаку и росе, быстро исчезающей. Им говорится в Евангелии: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут (Лук, 12, 20)? И этот богач, одевавшийся в порфиру и презиравший Лазаря, лежавшего пред дверями его, познал, что все то, чем он наслаждался исчезло подобно туману и росе. Впрочем, Бог всегда истребляет еретических пророков, угрожая им вечными наказаниями, лишая их истинной жизни и предавая смерти за грехи. Но мы должны любить то постоянное облако, которое защищает нас от увлечений мира сего и, восседая на котором, Господь пришел в Египет и сокрушил все идолы египетские. Мы должны любить ту росу, о которой Моисей говорит: да снидут яко роса глаголы мои (Второз. 32, 2), и о которой говорит Исаия: воскреснут мертвые и востанут, иже во гробех; роса бо, яже от Тебе, исцемние им есть (Исаии 26, 19). Некоторые под убитыми пророками разумеют святых мужей61 в том смысле, что пророки были убиваемы и предаваемы врагам ради грешившего народа.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда? благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая

Пророк хочет показать, что, несмотря на различные наказания, народ не вразумлялся и благочестие (chesed, любовь к ближним, eleoV слав. милость) его оказалось скоро преходящим.