Толкования на Ос. 6:7

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 7-10 Сии же суть яко человек преступаяй завет: тамо презреша Мя. Галаад град делаяй суетная, мутяй воду, а крепость твоя яко мужа морскаго разбойника: скрыша жерцы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша. В дому Израилеве видех грозная: тамо блужение Ефремово: осквернися Израиль и Иуда.

Стараясь со всех сторон и как можно лучше исследовать истину, мы теперь должны сказать, что в еврейском издании вместо: «яко человек» читается: «яко Адам преступаяй завет», так что можно разуметь такое преступление Израильтян, какое совершил Адам. Хотя у него и была возможность иметь ближайшее общение с Богом и пребывать в бессмертии и наслаждаться райскими удовольствиями, но он пренебрег божественною заповедью, потом погиб постыднейшим образом и неожиданно лишился первобытного блаженства. Так и они (разумею опять Израильтян) хотя и пользовались благоволением и любовью Бога всяческих, имели в Нем Спасителя и защитника, подающего им милость как облако раннее и как росу утрешнюю нисходящую, изводящего как свет суд свой, и удостаивающего их служения по закону, — но оказались нерадивыми в отношении к тому, что необходимо для них самих и полезно для их благополучия и славы, и презрели Бога, Владыку всяческих, хотя Он ясно говорил чрез премудрого Моисея: «не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею» (Исх. 20:4) и опять: «да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20:3). Поелику же они подобно первому, то есть Адаму, впали в отступление: то и они сами всецело отпали от Того, Кто мог доставить им радость, ибо преступили завет.

Если же понимать это пророчество таинственнее, как пророчество о Христе: то мы уясняя смысл сказанного, скажем еще следующее. Бог и Отец послал с небес Сына, чтоб просветил Израильтян и сделал ясным суд Его и научил оставить древние жертвы и всесожжения по закону, напротив помиловал, оправдав верою, и призвал к познанию истинного Бога; ибо чрез Него и в Нем мы узрели Отца и имели «приведение» к Нему (Еф. 2:18), как негде говорит об этом священное Писание. Но Израильтяне сделались «яко человек преступаяй завет». Что это значит, — об этом, насколько могу, скажу опять. Кто преступает завещание, написанное другим, тот или сам не вступает во владение наследством, назначенным от писавшего, или же других, вписанных в завещании, лишает того, что им назначено здесь в завещании. Нечто такое совершили Иудеи и притом по отношению ко Христу. Как или каким способом? Бог и Отец даровал Христу как бы некоторый славный и изрядный удел — владычество над народом, ибо он вопиял, говоря: «аз поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою ею» (Пс. 2:6), — и дал Сыну духовный виноградник, то есть, Израиля, «виноград бо Господа Саваофа», по написанному, «человек Иудин, новый сад возлюбленный» (Ис. 5:7). Но, как сказал блаженный евангелист Иоанн, «во своя прииде, и свои его не прияша» (Ин. 1:11), ибо вывели его за ворота города и предали смерти, говоря: «сей есть наследник: приидите убием его и удержим достояние его» (Мф. 21:38). Заметь же, как они сделались «яко человек преступаяй завет». Ты познал наследника, так отдай же предназначенное ему наследство. Итак они преступили завещание Отца, лишая наследника наследства, насколько от них зависело: но и сами не приступили к благодати и не достигли данного им от Бога наследия. Бог чрез пророка сказал: «се дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их в день, в оньже емшу ми за руку их, извести я от земли Египетския» (Иер. 31:31-32). Если кто сравнит новый завет с первым, то уразумеет весьма большое различие благ обетованных. Там обетована была им земля Аморреев и Гергесеев и Евеев и Иевусеев: новый же завет, то есть, Христовы установления чрез веру призывали к сыноположению Божию, к бессмертию и жизни бесконечной, к общению с Богом чрез Духа, к царству небесному. Но они не восхотели иметь назначенного им от Бога и Отца чрез Сына наследия. Итак они оскорбили Бога двояким способом, — и преступая завет, и изгнав, насколько от них зависело, наследника из данного ему Отцом наследства, лишившись впрочем и сами того, что было даровано им от Бога во Христе.

Речь опять возвращается к изображению преступлений, за которые по справедливости было истреблено нечестивое множество бывших у них лжепророков. «Тамо», говорит, то есть в то время, в которое пал Израиль и дошел до такого состояния, что решили поклоняться демонам (ибо это и означает «тамо», понимаемое в смысле событий, а не в смысле места), до крайности презрел меня Галаад. Это – город по ту сторону Иордана, назначенный для левитов по закону Мосееву. Итак это был город жрецов и левитов. Но они, обязанные других отвращать от заблуждения и руководить к истине и к познанию полезного («понеже устне бо иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его» (Мал. 2:7), сами сделались изобретателями идолов и художниками суетных, «делали суетная», то есть идолов. «Мутили и воду», то есть для народной толпы служили причиною смятения. В Свящ. Писании обыкновенно бесчисленное множество людей уподобляется воде. Посему о стране Вавилонской и Ниневийской, отличавшейся многочисленным народонаселением, говорит: «аки купель водная воды ея» (Наум.2:8) вместо: как купель полна вод, так народ ее. Или и другим способом мутили воду, предлагая приходящим к ним как бы некоторое мутное и грязное учение и делая грубым ум людей неопытных, ибо учили покланяться идолам. Посему Бог всяческих устами пророка Иезекииля опять обвинял их и к ним, как к овнам и вожакам стада вопиял, говоря: «и вы овцы Моя, сия глаголет Адонаи Господь: се аз разсужду между овцею и овцею, и овном и козлом. Не довольно ли вам, яко на блазей пажити пасостеся, и останок пажити вашея ногами вашими попирасте, и устоявшуюся воду пивасте, и останок ногами вашими возмущасте: и овцы Моя попранием ног ваших живяху, и возмущенную воду ногами вашими пияху» (Иез. 34:17-19). Потомки Левия, будучи сведущи в законе, и имея как бы прекрасное пастбище и прозрачную и чистую воду – учение Моисея, в достаточной мере способное руководить к познанию истины, некоторым образом попирали пастбище и мутили воду, предлагая грубое, грязное и исполненное земной нечистоты учение тем, которые наподобие овец следовали за ними, как за овнами. Посему граждане и жители Галаада привлекаются к суду, как мутящие воду и изобличаются, как обладающие силою мужа разбойника. А в каком смысле нам следует понимать это, мы постараемся уяснить, толкуя последующие слова.

Речь святых пророков напоминает о таких иногда исторических событиях, о которых если бы кто захотел умолчать, не мог бы изъяснить смысла сказанных слов. Посему тем, которые желают ясно истолковать приведенные слова и всегда стремятся сделать что-нибудь полезное своим слушателям, необходимо преодолеть леность. Итак, теперь же приступим к этому. Сикима есть небольшой город по ту сторону Иордана в соседстве с Галаадом, который, как мы сказали прежде, отдан был потомкам Левия, когда Иисус Навин разделял землю обетования. Случилось, что во время святого праздника, установленного законом, говорю, праздника кущей, когда все отовсюду обыкновенно приходили во Иерусалим, как требовал того закон, – и некоторые из Сихемлян, или вследствие мучений совести и раскаяния в своем заблуждении, или вследствие призвания Богом к благоразумию, пожелали наконец показать повиновение законам и постарались прийти во Иерусалим и совершить там праздник по закону. Это было некоторым началом как бы обращения и прекращения привязанности к служению идолам. Чтобы некоторые из Израильтян, то есть, принадлежащих к десяти коленам, не приходили из Самарии во Иерусалим для совершения жертвы и праздников, установленных законами, и потом мало-помалу не возвращались к древней религии и не делались подданными царства Иудейского, Иеровоам с самого начала измыслил телиц и повелел жалкий совершать им все установленное законом, воздавая собственным изобретениям славу, подобающую Богу. С целью доставить безопасность своему царствованию, он отнял у Бога как бы собственных Его подданных. Итак некоторые из Сихемлян пытались ходить во Иерусалим, но жители соседнего Галаада удерживали их от этого, хотя они, как я сказал, происходя от племени левитского, поставлены были на священнослужение по закону. Так как они делали суетная (ибо были художники идолов): то приходили в гнев при опасении, как бы не пришло в совершенный упадок их искусство, если бы Израиль наконец отвратился от служения идолам. А когда не повиновались их словам, прибегали к нечестивым замыслам и действиям. Стали подговаривать некоторых делать разбойнические нападения на средине пути (во Иерусалим) и зверски избивали Сихемлян, если они решались идти во Иерусалим, вопреки их желанию. И таким образом очень многие погибли. Иные же спасались и имели возможность избежать их руки, но лишившись того, что несли с собою для жертвы, едва-едва возвращались в свое отечество. Посему Владыка всяческих обвиняет жителей Галаада в том, что они как левиты и священнослужители и призванные управлять другими хотя и были обязаны показывать заблуждающимся светлый путь благочестия по закону: но они напротив скрывали его, не позволяя право мудрствовать тем, которые или по собственной воле, или вследствие высшего внушения возбуждены были к решимости освободиться наконец от демонского заблуждения. Итак «скрыша, – говорит, – жерцы путь Господень». Это то же самое, что иначе ясно сказано другим пророком: «священницы не рекоша, где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя» (Иер. 2:8). Но деяния Галаадитян не ограничивались этим. Кроме того, что скрывали путь Господень, они еще и убивали Сихемлян, предавая их в руки разбойников. Посему Он и говорил Галааду: «и крепость твоя яко мужа разбойника».

Смотри, как Бог приводит нам на память древнюю историю и воспоминает о древних преступлениях Левия. То, о чем я говорю, заключается в следующем. Дина, дочь Иакова или Израиля (ибо Иаков переименован был в Израиля) некогда вышла из шатра отца, потому что пожелала видеть дочерей туземных жителей. Это было в Сихеме. Тогда увидев девицу Сихем, сын Емморов, неожиданно изнасиловал и лишил ее девства. Братья девушки, Левий и Симеон, сильно вознегодовав на это, умышляют коварство. Они уговорили жителей Сихема обрезаться. Когда же это было исполнено, они совершенно истребили Сихемлян, еще болевших и изнемогавших от страданий; и на упрек отца за необузданность гнева говорили следующее: «аки блудницу ли возимеют сестру нашу(Быт.34:31) Об этом событии и напоминает нам теперь, с некоторою утонченностью говоря: «убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша в дому Израилеве». Тогда, говорит, они были виновны, потому что согрешили против дома Иакова, или Израиля, лишивши невинности девицу, посему мы и убили Сикиму. Но ныне, говорит, они хотели обратиться к Богу, возлюбить установления закона, принести жертвы, совершить праздники и наконец удалиться от помыслов об идолослужении. Что же Левиты? «Скрыша путь Господень, убиша Сикиму». Ужели и ныне будут обвинять в том, что совершили беззаконие в дому Израилеве? Какая дева обесчещена ныне? Против какой Дины они согрешили? Какие преступления Сихемлян, когда они почтили Бога, когда они обнаружили любовь к правильному настроению мыслей и горячее желание исполнять требования закона? Итак «видех, – говорит, – ужаснейшее там любодеяние Ефрема». Как будто кто-то поражен удивлением, и весьма справедливо, видя, что род священный и избранный до такой степени удалился от любви к Богу, что они не только сделались изобретателями идолов для других, но и препятствуют им выражать свою любовь к Богу. Итак «осквернися, – говорит, – Израиль и Иуда», так что если они и подвергнутся чему-либо ужасному: то пусть никто не обвиняет гневающегося на них Бога.

Толкование на пророка Осию.

Свт. Иоанн Златоуст

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкование на Ос. 6:6

Свт. Климент Александрийский

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкование на Ос. 6:6

Свт. Амвросий Медиоланский

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкование на Ос. 6:6

Блж. Иероним Стридонский

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкования на Ос. 6:6

Блж. Феодорит Кирский

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкование на Ос. 6:6

Тертуллиан

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

См. Толкование на Ос. 6:6

Лопухин А.П.

Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне

Вместо слов рус. текста подобно Адаму в слав. читается «яко человек», соответственно греч. LXX wV anqrwpoV. LXX, как и Сир., очевидно, понимали евр. adam в смысле нарицательного, а не собственного имени. Чтение рус. т. сравнительно с слав. т. дает мысль более ясную. - Слова там изменили (слав. : «презреша») Мне указывают на место (scham, там - наречие места) нарушения Израилем Завета с Богом, на Вефиль или Галгалу.