Толкования на Ос. 8:11

Свт. Кирилл Александрийский

Яко умножи Ефрем требища, во грехи быша ему требища возлюбленная. Впишу ему множество, и законная его в чуждая вменишася требища возлюбленная

Указывает причину, по которой справедливо налагает наконец отнятие власти у царей, ибо весьма многие жертвенники вменяются в грех Ефрему. Слово пророка касается первого Иеровоама, царя из колена Ефрема, и царей после него бывших, которые построив жертвенники демонам на всякой горе и на всяком холме, склоняли Израильтян приносить жертвы. Потом когда им следовало бы скорбеть при виде столь бесстыдных предприятий (ибо «умножиша требища в грехи»), – они, говорит, сделали их возлюбленными и сверх того «в чуждая вменишася ему (очевидно, что Ефрему) требища возлюбленная». Несомненно указывает на жертвенники, поставленные в древней скинии или во Иерусалиме, в божественном храме. А их было два. Один жертвенник для принесения плодов, в первой скинии; другой же для воскурения фимиама, золотой, во второй или внутренней скинии. Итак преступления царей из колена Ефремова многочисленны. Первое состоит в том, что умножили жертвенники во грех: второе в том, что сделали возлюбленными такие жертвенники, о которых следовало бы сетовать и плакать, как оскорбительных для Бога, и, еще важнее, как бы предавшись безумию, чуждыми сделали жертвенники возлюбленные, которые следовало бы любить и держать во всяком почтении. В средине же объясняемых слов вставлено: «впишу ему множество и законная их». Что это означает? Под множеством разумеет множество построенных для них жертвенников, вводящих в грехи, а «законная их» опять указывает на предписанные им законом жертвы, или времена и способы принесения жертв, сообразно с которыми они совершали мерзостные обряды (ибо они «сечахуся о пшенице и вине» и старались делать многое другое тому подобное). Эти-то преступления впишу им в грехи.

Итак спасительное дело – иметь привязанность к божественным жертвенникам и заботиться об установленных Богом и не искать других, которые вводят в грех. Это делают и неистинно христианствующие, но после спасительного крещения соблюдающие эллинские нравы и обычаи. Им следует сказать словами Павла: «не можете трапезе Господней причащатися и трапезе бесовстей» (1 Кор. 10:21). А у тех, которые присоединяются к нечестивым еретикам и принимают участие в их жертвенниках, поистине жертвенники возлюбленные превратились в чужие: ибо они умножили себе алтари во грех, принося в жертву агнца вне священного и божественного двора, то есть, церкви.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо умножил Ефрем алтари для греха; жертвенники послужили ему ко греху

По отведении в плен, они, говорит, освободятся на некоторое время от бремени царя и князя. Это произойдет с ними потому, что Ефрем, князь их, умножил алтари не для принесения на них жертв Богу, а для того, чтобы на них присоединять грехи ко грехам. Эти алтари, то есть жертвенники, послужат ему ко греху, так что чем более будет их, тем более умножатся преступления его. Потом Бог говорит подобно тому, как выше сказал: что сделаю тебе, Ефрем? что сделаю тебе, Иуда (Ос. 6, 4), как бы колеблясь и ища, каким врачевством исцелить больного и какими мерами обратить грешника к покаянию.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

ибо много жертвенников настроил Ефрем для греха, - ко греху послужили ему эти жертвенники

Вместо слов ко греху послужили ему эти жертвенники в слав. с греч. читается: «во грехи быша ему требища возлюбленная» (hgaphmena); последнее слово, не имеющее соответствия в евр. тексте, по-видимому, внесено из следующего стиха.