Толкования на Ос. 9:16

Свт. Кирилл Александрийский

Вси князи их непокориви. Поболе Ефрем корение его, изсхоша плода ксему да не принесет: понеже аще и породят, побию вожделенная утроб их. Отринет я Бог, яко не послушаша его, и будут заблуждающии во языцех

Никто, говорит, не оказался у них хорошим или послушным и покорным, – ни малый, ни великий, ни начальник, ни подчиненный и подвластный. Поэтому и утверждает, что он (Ефрем) должен погибнуть совершенно, как вырванный с самым корнем, и стал подобен негодным и испорченным деревьям, которые стоит только срубить, так как они обнаруживают явное бесплодие. А что бесплодные деревья следует срезать, об этом учит и сам Спаситель, повелевая срубить смоковницу, не приносящую плода наподобие Иудейской синагоги: «вскую, – говорит, – и землю упражняет(Лк. 13:7) Таким образом, Израиль, оказавшийся бесплодным, справедливо должен быть ссечен, потому что не даст плода. Но хотя бы, говорит, и дошло до этого, погублю порождения их. Это и есть: «вожделенная утробы их». Считаю необходимым рассмотреть также то, в чем сущность речи. Почему говорит, что «вси князи их непокориви»? Вообще, зачем Ему нужно было подчинение всех князей? – Речь имеет отношение к одному из древнейших событий. Что это за событие, сейчас скажу. – Израиль в пустыне сделал тельца, в отсутствие Моисея, потому что тот восходил на гору Синай принять закон. Потом он, сошедши, сильно вознегодовал на это преступление, сокрушил тельца и умилостивлял гневающегося Бога некоторым образом своим собственным благородством и достоинством: он пал пред Ним и умолял, говоря: «аще оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги сея, в нюже вписал еси»(Исх. 32:32). Бог обещал пророку снихождение ко всем и даже говорил: «милостив им есмь по словеси твоему» (Чис. 14:20). Видишь, как полезно было Израилю боголюбие предстоятеля, когда один за всех успел умилостивить Бога повиновением и послушанием. Посему справедливо обвиняет Израиля в том, что он совершенно уклонился (от Бога) и из своих начальников уже не имел никого, кто бы запретил согрешающим, удержал от заблуждения или мог бы отвратить гнев силою свойственного ему превосходства и достоинства, умолив Бога точно так же, как это было во времена Моисея. А потому, говорит, будут изгнаны «и будут заблуждающии во языцех».

Вот что пришлось им претерпеть, и в то время, когда они были отведены в Ассирию, нисколько не менее и теперь, когда они поражены за поругания над Христом: потомки Израиля везде живут на свете бездомными скитальцами и не имея города, потому что Бог сказал чрез святых пророков: развею их по всякому ветру (См. Иер. 49:32; Иез. 5:10, 12, 12 и др.). Итак, если у нас есть попечение и мысль о союзе с Богом, приклоним пред Ним выю и с благою покорностью приступим ко Христу, говорящему: «приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Возмите иго мое на себе» (Мф.11:28-29), потому что при этом будем плодовиты и невредимы, не будет у нас ни негодного корня, ни плода, пропадающего без пользы, не будем блуждающими, не будем в удалении от Бога, но близ Него и с Ним, и будем иметь город, вышний и небесный, мать первородных, кормилицу святых, чистое жилище горних духов.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 16–17 Поражен Ефрем, иссох корень их: не будут приносить они плода, а если и будут рождать, Я умерщвлю вожделеннейшие плоды утробы их. Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, и будут скитальцами между народами

Он берет метафору от дерева, у которого если иссохнут корни, то оно не может приносить плодов, а если и принесет несколько плодов, то тотчас же, при самом цветении засохнет. Говорит же о Ефреме, корень которого иссох, что он утратил Бога, в котором имел свое основание, или что он не заслуживает иметь своими отцами Авраама, Исаака и Иакова, на которых он укоренился, и поэтому не приносит плода правды, а если и принесет, то, говорит, Я умерщвлю вожделеннейшие [плоды] утробы его согласно с тем, что выше сказал: и если воспитают детей своих, Я сделаю их бездетными среди людей (ст. 12). Поэтому Бог отверг их и предал их на пленение. И будут скитальцами между народами. То же самое мы можем сказать и о всех иудеях, князья которых удалились от Бога, побуждая народ требовать смерти Его. Поэтому Он удалил их из дома Своего и не будет больше любить их. Он поразил и изсушил корень их, и они уже не будут приносить плодов; а если и будут приносить и, по-видимому, поучаться в Священном Писании и в законе, и произведут из собственного сердца, вопреки воле Господа, нечто подобное знанию и учению, как бы вожделеннейших детей, то это будет уничтожено. Ибо Богь всех пророков отверг их за то, что они не послушались Его, и они будут скитальцами между народами, не имея ни жертвенника, ни жилища, ни отечества. Поэтому и Давид говорит в псалме: не убий я, да не когда забудет народ Мой; расточи я силою Твоею (Псал. 58, 12). И в другом месте: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи (Псал. 5, 11). Об этом дереве также в Евангелии мы читаем: уже секира при корени древа лежит. Всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во от вметаемо (Матф. 3, 10). Никто не может сомневаться в том, что еретики не могут приносить плодов добродетелей, потому что они утратили Господа, в котором, по апостолу (Ефес. гл. 3), они должны иметь свои корни и свое оонование, а если будут приносить и если, благодаря плодородию чрева своего, родят, вопреки воле Божией, детей, то они умрут. Или плоды их, означающие все измышления и порождения сердца их, иссохнут и погибнут, и для всех будет ясно, что сухой корень не может приносить плодов. Они будут отвергнуты или они уже отвергнуты Богом, потому что они не послушались Его, когда Он говорил: не прелагай предел, яже положиша отцы твои (Притч. 22, 28). Поэтому они будут скитальцами между народами, переходя то к одним мнением, то к другим, потому что им не нравится то, что́ раз было открыто ими, но постоянно переменяют старое на новое и подражают блужданиям язычников.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.