Толкования на Ос. 10:1

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 1-4 Виноград благолозен Израиль, плод обилен его: по множеству плодов его умножи требища, по благотам земли его возгради капища. Разделиша сердца своя, ныне погибнут: сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их. Темже ныне рекут: несть царя в нас, яко не бояхомся Господа: царь же что сотворит нам? Глаголяй словеса извинения ложная завещает завет: прозябнет суд аки троскот на лядине селней. У телца дому Онова возобитают живущии в Самарии, яко плакашася людие его о нем: и якоже разгневаша его, порадуются о славе его, яко преселися от них. И связавше его, во Ассирию отведоша в дар царю Иариму: в дар Ефрем приимется, и усрамится Израиль о совете своем

Сказав, что Ефрем имеет поврежденные корни и что он будет бесплоден и вообще уподобится скитальцу, при чем дети его будут истребляемы жестокостью Ассириян, считает необходимым показать, каков он был прежде, что был плодовит, когда мудро придерживался жизни по закону. Действительно, когда он представлялся соседним народам как бы некоторым добрым и благолозным виноградом, то, естественно, возбуждал к себе удивление, и о нем говорит в одном месте в книге псалмов блаженный Давид, (обращаясь) к Спасителю всех Богу: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним: простре розги своя до моря, и даже до рек отрасли своя» (Пс.79:9-12), ибо насажден был, по слову пророка, «в розе, на месте тучне» (Ис.5:1). Однако он не родил ягод, но принес терния: проявил (разумеется, по отношению к Богу) неправду, как бы соперничающую с множеством дарованных ему благ и с ними равномерную, «умножи требища и возгради капища», и чем более богател благами свыше, тем более был склонен к осквернению, поклоняясь демонам, воздвигая жертвенники и как бы разделяя сердце свое в заблуждении многобожия. Но это, говорит, так не продолжится. Почему же? «Сам раскопает требища их, сокрушатся кумиры их», то есть будут, разбиты и низвержены. Слово «сам» основательно можешь относить к владычествующему над всеми Богу или же к лицу Вавилонянина, о котором уже много раз упоминалось ранее, потому что с городами Самарийскими случилось то, что Вавилоняне вместе и сожигали храмы, и расхищали статуи.

Поэтому нам за то, что получаем от Бога, надлежит, радуясь, воздавать благодарение, не увлекаться к тому, что Ему не угодно, преткнувшись от полноты счастья, а напротив искать и стараться совершить, и со всем усердием, подвиги добродетели, не развлекаясь мирскими страстями и не подклоняя выи сатане, потому что истинно сказанное Христом: «никтоже может двема господинома работати» (Мк.6:24). Если же разделяемся на части, то «части лисовом» будем, по слову псалмопевца (Пс. 62:11).

Не только, говорит, будут разрушены их жертвенники и сокрушены кумиры, но прибавляет, что и они будут каяться и оплакивать свои безрассудства, поздно и напоследок догадаются, что ошиблись в расчете и обмануты лживыми речами своих владык. В самом деле: те, которые обладали у них царским престолом, утверждали, что для помощи им довольно золотых телиц и поддержки со стороны прочих идолов, хотя бы они не имели божественного закона, хотя бы не стали исполнять постановлений Моисея. Однако опыт показал, что они лгали: оказалось, что те, которые издревле завещали им и неразумно говорили подобное, попали в руки врагов. Поэтому-то, говорят, «несть царя в нас, яко не бояхомся Господа»; вот, говорят, нет никого, кто бы защитил или бы отразил нашествия Вавилонян, но все обессилели, начальники ослабели и пали: причина же и их, и нашего бессилия та, что не боялись Господа. Итак, какая же, говорит, польза от властителей? – Конечно, ничего от них не было кроме лживых речей и пустых «заветов», или обещаний, потому что божественное Писание обычно называет «заветами» обещания.

Поэтому благоразумно и достойно всякой похвалы – полагаться на Бога, а не увлекаться речами обманщиков до оскорбления Бога, напротив – осмотрительно избегать гнева прежде самого наступления его и не предаваться поздней скорби после испытания, дойдя наконец до бесполезной запоздавшей рассудительности.

Прозябнет аки троскот суд на лядине сельней тельцу дому Онова. Троскот растет в полях, особенно непаханных и заброшенных, и заполоняет, притом очень быстро, смежную и соседнюю землю, потому что он расползается вширь и кроме этого с ним трудно сладить тому, кто пожелал бы задержать его непрерывное движение за смежные пределы. Итак, говорит, «суд (конечно, от Бога )аки троскот на лядине сельней прозябнет тельцу дому Онова», – все равно, как если бы сказал: последует от Меня определение о погибели и мановение карающее и застигнет «аки троскот» тельца или кумиров находящегося в Вефиле храма. Это именно обозначает «дом Онов», потому что и другие переводчики поставили: «тельца дома Вефильского». Семьдесят же вместо: «дома Вефильскаго» говорят: «дома Онова». В предыдущем я уже указал причину этого, а впрочем не мешает напомнить: Египтяне, слагая басни, говорили, что Апис – дитя луны и внук солнца, а солнце по ихнему Он, и телица, которую сделал Иеровоам, была подражанием Апису Египетскому. – Итак, говорит, «аки троскот», захватывающий и одолевающий все окружающее, придет от Меня суд на тельца дома Онова или Вефильского, потому что Божество всегда всесильно, и мановениям Его ничто не противостанет: «руку его высокую, – по написанному, – кто отвратит(Ис. 14:27)

Ясно уже объявил о суде, который постигнет тельца и подобно троскоту может распространиться там, где Бог захочет. Теперь же намекает на происшествие, о котором необходимо сказать, потому что только так, а не иначе мы уразумеем проречение. У всех идолопоклонников было в обычае в тяжелое время и при наступлении неприятелей, если у них оказывалась нужда в деньгах, касаться и самых приношений, хранившихся в капищах! Так в Царствах написано, что когда царь Сирии осаждал города Самарийские, то Манаим, царствовавший тогда над Израилем, не имея уже возможности бороться с ним собственными силами, послал к Фулу, царю Ассирийскому, и склонял дарами помочь ему и удалить Сирийца, что и совершилось: тот взял Дамаск силою, а самого Адера умертвил. И вот говорят, что, когда потребовалось громаднейшее количество золота, дела у Манаима дошли до такой нужды, что он взял одну из золотых телиц и отправил ее вместе с послами. И скорбел Израиль, видя, как отсылают того, кого он считал за Бога: впрочем, утешая себя пустыми умствованиями, полагал, что он будет находиться в большем почете, и Вавилонянин поместит его в более блестящих храмах, а кроме того рассчитывал, что ему будет покланяться более народов, именно – бесчисленные народы Персов и Мидян, сколько их ни есть. Итак Манаим послал телицу, как всю целиком золотую. Фул взял ее и сломал: потому что у них другое божество и телицу они не признают. Потом, говорят, она оказалась не золотою, а медною и покрытою золотом. Поэтому, говорят, Ассириец насмеялся над Ефремом, т. е. над Манаимом, царем из колена Ефремова, и кроме того посрамил опрометчивость Израильтян. Теперь, изложив историю или повествование еврейского предания, необходимо обратиться к тексту. Неудобопонятны слова: «возобитают живущии в Самарии». «Возобитают» говорит вместо: «переселятся» или «переселены будут» ныне находящиеся в Самарии, разумеет тельцов или телиц, потому что, как я сказал, они были отосланы к Вавилонянам. И «плакашася о них людие его». Кого «его»! – Не ясно ли, что Она, т. е. Аниса? Но, говорит, насколько они казались огорчающими и раздражающими его, посылая к другим, настолько же порадуются славе его, именно: будут думать, что он даже прославится гораздо более, если ему будет покланяться больше народов. Однако обманулись в надежде: он был разбит и послужил предметом смеха для Вавилонян. Таким образом сокрушился кумир их, но слову самого пророка (Ос. 10:2). Разгневали же тельца не так, что он действительно разгневался (ибо как может испытывать это бесчувственное вещество?), но так, что его прогневало бы качество поступков, если бы он был поистине Богом и мог бы сознательно воспринять случившееся.

Пророческая речь нам сама себя истолковывает: что сказал темно, то старается изъяснить. «Преселися телец от Израиля, и связавше его (речь – насмешливая) отведоша в дар царю Иариму», т. е. защитнику, потому что его звали на помощь и как бы на защиту Самарии, погибавшей от Сирийцев. Однако Фул примет от Ефрема тельца в виде дани (Ефремом называет царя Израильского). Как бы то ни было, говорит, посрамится Израиль в своих замыслах, потому что, как я сказал, он отступил от всесильного Бога, предпочел покланяться тельцам, стал смешон и заметно впал в старушечье, пустое и бесполезное суемыслие. Поэтому прав пророк, или лучше – Бог, когда устами святых говорит о служащих делу рук своих: «видите, яко пепел есть сердце их, и прельщаются» (Ис. 44:20).

Эту речь можно приложить и к тем, которые искажают правые догматы церкви: как телица сокрушаемая изобличила пустословие Израиля, так и их догматы, сокрушаемые испытаниями и разбиваемые силою истины, послужат к посрамлению и укоризне тех, которые сложили и нечестиво измыслили их и весьма неразумно усвоили умом и сердцем.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Виноград благолозен Исраиль, потому что приносил он плоды во дни Моисея и Иисуса. Но когда ветви его простерлись до моря: тогда, с многочисленностью потомства своего, по множеству плодов земли своей, умножил идольских истуканов.

Блж. Иероним Стридонский

Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры

Можем сказать и иначе: виноград ветвистый, то есть имеющий хорошие побеги и плодоносные ветви, приносил много ягод, и обилие гроздьев было равно обилию ветвей. Но, являясь таким до того, как прогневал Бога, Израиль впоследствии изменил обилие плодов в обилие преступлений, так что чем многочисленнее он был, тем более строил жертвенников [идолам], и числом жертвенников он превзошел обилие земли.

Комментарии на малых пророков.


Вместо ветвистого винограда Акила перевел ἔνυδον, что мы можем передать чрез aquosam (обильный водою) или ἔξοινον, ВЪ ТОМЪ СМЫсле, что он утрачивает вкус вина; Симмах перевел ὐλομανοῦσαν, то есть: весь заросший ветвями. Лозы, не очищенные виноградарем, изобилуют ветвями и усиками и влагу, которая должна превращаться в вино, попусту тратят на роскошные ветви и листья; подобного рода виноград приносит вред земледельцам. Таким был Израиль, из которого возрос многочисленный народ, но который не давал должных плодов земледелателю, Богу. Можем сказать и иначе: виноград ветвистый или, по LХХ, εὐκληματοῦσα, то есть имеющий хорошие побеги и плодоносные усики, приносил много ягод, и обилие гроздов было равно обилию ветвей; но быв таким до прогневления Бога, он впоследствии изменил обилие плодов в обилие преступлений, так что чем более он имел людей, тем более строил жертвенников, и числом жертвенников он превзошел обилие земли. Вместо кумиров LХХ перевели (столпы), то есть статуи или истуканы (titulos), воздвигаемые собственно демонам или умершим. Так и еретики, когда были насаждаемы и возрастали в доме Божием, назывались виноградником из Сорека и приносили обильные плоды; но впоследствии, чем более они делались многочисленными, тем более умножали жертвенники, так что вместо одного истинного жертвенника построили множество жертвенников своего заблуждении и имели такое обилие кумиров, насколько была обильна земля их. Также плодородна и земля еретиков, которые, получив от Бога способность тонкого суждения и разумения для того, чтобы дары природы обращать на служение Богу, сделали себе из них идолов. Ибо только тот может основать ересь, кто обладает тонким умом и имеет дары природы, созданные Богом, как художником. Таковы были Валентин и Маркион, о которых мы читаем, как о весьма ученых. Таков Вардесан, уму которого удивляются даже философы. Таким образом они обратили блага своей земли на истуканы умерших, потому что все учение их относится не к живым, а в мертвым, – как к тем, которым они служат, так к тем, которых они обольщают.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Израиль - ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры.

Обличение Израиля и возвещение предстоящего ему наказания

Пророк хочет сказать, что чем более Израиль получил милостей от Бога, тем более забывал он Бога и привязывался к идолам. Вместо слов русск. текста украшают они кумиры (mazzeboth) в слав. «возгради капища», евр. mazzeboh означает статуя и в данном месте, вероятно, статуя Ваала.