Толкования на Ос. 10:12

Апостольские постановления

Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду

Позаботься, епископ, об изучении Слова, чтобы мог ты толковать всё точно и обильно питать народ свой многим учением и освещать его светом закона. Как говорит Бог: просветите себя светом ведения, пока время (LXX, Ос 10:12).

Свт. Василий Великий

Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду

Что касается [выражения] не участвуйте в бесплодных делах (Еф 5:11), то, чтобы нам отчетливо знать, каков его смысл, прежде исследуем, к чему полагается определение «бесплодный» - только ли к предосудительному или также к тому, что и достойно хвалы, а, тем не менее, происходит не от здорового расположения души. Ведь, например, в Ветхом Завете пророк высказался о святых при помощи метафоры дерева: приносит плод свой во время свое (Пс 1:3); а Соломон сказал: Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху (Притч 10:16). Осия же говорит: Сейте для себя в праведности, и пожнете плод жизни (LXX, Ос 10:12).

О крещении.

Свт. Кирилл Александрийский

Сейте себе в правду, соберите в плод живота, просветите себе свет ведения, дондеже время, взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды

Всегда может быть двоякий способ увещания: или научаем поспешить, и как можно скорее, обратиться к честной жизни, указывая на наказание, которое ожидает нерадивых, – или же, возвещая об уготованных для благонравных почестях, делаем воспитываемых более наклонными стремиться к лучшей и законосообразнейшей жизни. Нечто подобное делает теперь и Бог всяческих: Он пригрозил заблуждающимся войнами, бедствиями, отведением к иноплеменникам, сожжением городов, жестокостью воителей, однако не ограничивает этим слова увещания, но вот снова и иным способом назидает их: повелевает им, оставив негодное и причиняющее им всякое злоключение, избрать то, что всего более может принести пользу, – (повелевает) подобно земледельцам сеять «в правду и собирать в плод живота», потому что, как пишет блаженный Павел, «еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет» (Гал. 6:7), и «сеявый злая, пожнет злая» (Притч. 22:8), по написанному, а делатель правды будет исполнен спасения и жизни, славен и достоин соревнования и соберет вино, веселящее «сердце человека» (Пс. 103:15). Кроме того желающим быть благомысленными должно вселить в ум и сердце свет истинного знания, которого (света) не имеют, поклоняющиеся «твари паче Творца» (Рим. 1:25). А как удобнее возможно сеять «в правду», собирать же «в плод живота» и получить блестящий «свет ведения». Сам показывает, прибавляя: «взыщите Господа, дондеже приидут вам жита правды». Бога же должно искать нам не в пространственном смысле (это нелепо, потому что Божество не пространственно), но как бы в расположении души и в наклонностях ума, устремленного к тому, что Ему угодно, и сообразующегося с совестью правою, чистою и не заслуживающею укоризны в чем бы то ни было: потому что когда мы Его таким образом обретем, то обогатимся приобретением и прочих благ. Или не прав Христос, когда говорит: «без мене не можете творити ничесоже»? (Ин. 15:5) – Я думаю, что это во всех отношениях несомненно для навыкших мыслить право, потому что приобретение нами всякого блага бывает с Богом, чрез Бога и от Бога.

Можно сказать, и с полным нравом, что слова: «сейте себе в правду» и следующие за ними относятся не к одним только служителям идолов, но и к тем, которые отступают от правой веры, внимают «духовом» лестным, в лицемерии демонском, и сожжены «своею совестию» (1 Тим. 4:1-2). Они, как пишет мудрейший Павел, сеют, стараясь о том, что касается ведения и любознательности, но не для дел правды, а для неправды и нечестия, «прелщающе и прелщаеми» (2 Тим. 3:13), «биющенемощную совесть» братий, за которых умер Христос (1Кор.8:12,11). Поэтому и собирают они не «в плод живота», а в наказание и суд. Соответственно сему и Христос сказал: «иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей» (Мф. 18:6). Итак, пусть любят истину: то есть свет ведения: так обретается Бог: отсюда произойдут для них плоды правды в «живот», соберется и вино, – не телесное, но мысленное и духовное, которое веселит сердце и ум.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 12-15 Вы знаете, что так соделано Мною; поэтому сейте себе правду, и пожните уста милости. Но яко уповал еси на пути свои и на силу свою; посему возстанет пагуба в людех твоих, и вси города твои будут расхищены; те города, на которые ты надеялся, как ограблен был Саламан, будут разграблены, начиная с Вефиля, за служение вефильским идолам, и притом без шума ратного; потому что не будет сопротивляющихся. Якоже погибе князь Саламан от дому Иеровоамля во дни ратны матерь о чада разбиша. Тако сотворит вам Вефиль от лица неправды злоб ваших. Такое сокрушение приготовится вам служением идолам вефильским. Ибо неправды ваши не заслуживают ли такого тяжкого суда, какой произнесен на вас?

Прп. Иоанн Кассиан

Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду

Чистота сердца - основа ведения, Если вы стараетесь достигнуть света духовного знания не из пустого тщеславия, а для очищения, сначала воспламенитесь желанием того блаженства, о котором сказано: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф 5:8), так чтобы вам можно было достигнуть и того, о чем говорит ангел пророку Даниилу: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда (Дан 12:3).

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Сейте себе в правде, пожинайте устами милости; распахивайте у себя новину; время же взыскать Господа [настанет] тогда, когда придет Тот, Кто научит вас правде

Здесь продолжается аллегория, взятая из [жизни] земледельцев. [Господь] сказал, что Ефрем был телицею, приучившеюся любить и предпочитать всему молотьбу на гумне, что Он сел на шею его, что Иуда пахал и что Иаков разрыхлил борозды или глыбы. Теперь Он повелевает сеять себе уже покаяние, сеять в правде, то есть в законе, и пожинать в милости, то есть в благодати евангелия. Ибо там [cказано]: око за око, зуб за зуб (Исх. 21, 24); а здесь мы читаем: аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (Матф. 5, 39). Посеяв же в правде и пожав в милости, распахивайте у себя новины с радостию. Указываются также и причины, почему должно сеять, почему пожинать, почему распахивать новины с радостию. Время, говорит, взыскать Господа, когда придет Христос и Спаситель, который научит вас правде, ожидаемой теперь в законе; потому что кончина закона Христос в правду всякому, делающему добро (Рим. 10, 4). Вместо сказанного нами: пожинайте устами милости LХХ перевели: собирайте плод жизни; но жатва более применима к семени, чем собирание (vindemia); плод же жизни означает тоже, что и дерево жизни. Вместо поставленного нами: распахивайте у себя новину, они перевели: возжигайте у себя свет знания в том смысле, что чрез соблюдение заповедей закона мы удостаиваемся получить знание согласно с тем, что говорится в одной книге: возжелев премудрости, соблюди заповеди, и Господь подаст ю тебе (Прем. Сираха 1:26). Ибо кто соблюдает заповеди в своих делах, тот сеет в правде и будет пожинать плоды жизни. Поэтому и в другом месте мы читаем: заповедь Господня светла, просвещающая очи (Псал. 18, 9). И Исаия говорит к Господу: „заповеди Твои служат светом на земле“. И еще: от заповедей Твоих разумех (Псал. 118, 4). Также и тем, которые отделились от Церкви и ложно присвояют себе имя христиан, повелевается принести покаяние и принять оба Завета, сеять правду в Ветхом и пожинать милость в Новом, и возжигать у себя свет знания или распахивать у себя новины и взыскать Господа, который может научить их истинной, правде и отвергнуть ложных учителей, которые учат их не правде, а беззаконию.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Ориген

Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду

Посмотри, сколь свята и сколь удивительна сама последовательность вещей. Не так, что сначала мудрость, а потом дела, но сначала должно иметь дела, а затем уже искать мудрость. <…> Не прежде мы должны учить других, чем самим стать обученными и разумными. И к этому прибавляется истина, ибо истина есть высшая мудрость. Наконец, и пророк сохраняет тот же порядок, когда говорит: Сейте для себя в праведности, и пожните плод жизни, и просветите себя светом ведения. Посмотри, он не говорит сначала: просветите себя светом мудрости, но - сейте для себя в праведности, и недостаточно просто посеять, но он говорит: пожните плод жизни, да сможете после этого исполнить то, что следует, затем: просветите себя светом ведения.

Гомилии на Левит.