Толкования на Ос. 10:13

Апостольские постановления

Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих

Согрешающих не молчанием обходить должно, но обличать, вразумлять, изнурять, измождать постами, чтобы и в других вселить благоговение. В благоговении, сказано в Писании, воспитывайте сынов Израилевых. Ибо нужно, чтобы епископ чрез вразумление был и прогонителем грехов, и стражем праведности, и провозвестником уготованных Богом благ, и предвозвестителем имеющего быть на суде гнева, чтобы в случае небрежения о вертограде Божием, не услышать ему, за нерадение, сказанного у Осии: Вы возделывали нечестие, едите плод лжи (Ос 10:13).

Свт. Кирилл Александрийский

Вскую премолчасте нечестие, и неправды его обымасте, изъядосте плод лжив? яко уповал еси на оружие твое, во множестве силы твоея. И востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут, якоже (погибе) князь Саламан от дому Иеровоамля, во дни ратны матерь о чада разбиша: тако сотворю вам, доме Израилев, от лица неправды злоб ваших

Снова обвиняет в том, что вследствие влечения к пороку решились оставаться в покое тогда, когда этого совсем не следовало, и весьма неразумно молчали, когда естественно было Богу немало оскорбиться: когда, говорит, должно было, изгоняя со всею силою нечестие по отношению ко Мне, запретить советующим позорное, и, так поступая, достигнуть всякого блага, они молчали, приняли обычаи заблуждения: не было у них противодействующего нововводителям, не было такого, кто бы противополагал им предписания закона, приводил на память слова Божии, ибо написано: «да не будут тебе бози инии разве мене» (Исх. 20:3), и еще: «не сотвори себе кумира»(Исх. 20:4). Но у них не было никакой речи об этом: они молчали, почитая нечестие, т. е. отступление. Поэтому они собрали плод соединенной с этим неправды, съели «плод лжив», т. е. имели надежду нетвердую и бесполезную, потому что – плод истинный, могущий спасти и пособить, это любовь к Богу и подвиги правды, а плодом лживым естественно считать плод нечестия, который всегда доводит до гибельного конца. Что же это за лживый плод, явившийся им от нечестия, немедленно поясняет, прибавляя: «яко уповал еси на оружие твое, во множестве силы твоея, и востанет пагуба в людех твоих, и вся ограды твоя погибнут». Ты, говорит, немало предавался нечестию, служа дереву и камням и оскорбляя единого, по естеству и истинного Бога: затем, когда была предсказана война и вошла уже в самые двери, ты не от Меня искал помощи, но вы доверялись собственным силам и множеству оружия и полагали, что одолеете вражескую силу, потому что вам для этого достаточно милости и помощи лжеименных богов. Вот это и будет для вас плодом лживым: пагуба постигнет людей, и всякий славный и укрепленный город будет разрушен, потому что чего не поставляет Бог, то всегда и во всяком случае упадет.

То же может быть сказано и от нас, вернее же от Бога, к тем, которые охотно внимают безбожным еретикам и воображают, что изучают нечто служащее к жизни и разумению. Они «премолчавают нечестие», потому что терпеливо выслушивают злоречивых, хотя и обязаны были бы дать им самый сильный отпор. Поэтому они изведают свой собственный замысел и пожнут плоды неправды, именно: вкусят «(плод) лжив», принимая знание ложное и негодное, научаясь развращенному и тому, что стремится искажать красоту истины. А что вся их сила падет, низлагаемая Богом, и что они пойдут в погибель и пагубу, в этом, кто может сомневаться?

В книге Судей написано, что Израильтяне некогда уклонились в след Ваалов и тем оскорбили Бога, и были преданы в руки Мадиама, на целых семь лет (Суд. 6 и дал.). Они подвернулись столь жестокому угнетению со стороны победителей, что уже стали жить в скалах, едва спасались, скрываясь в них, и искали защиты в неприступности места, потому что совсем не решались на битву. И случалось, что попавшиеся Мадианитянам были безжалостно умерщвляемы, причем вместе с несчастными матерями без всякой пощады губили и детей. Начальниками у них (Мадианитян) были Орив, Зив, Зевей и Салман. Бедствия продолжались до тех пор, пока Бог, умилосердившись над страждущими Израильтянами, воздвиг Гедеона, которого отец и жители прозвали Иероваалом по такой причине: по повелению Божию из уст ангела он тайно ночью разорил «олтарь Ваалов» и порубил «дубраву» его: когда же жители местечка, встав на заре, чтобы исполнить обычное, пришли к капищу, то увидели Ваала низверженным, рощу при нем порубленной и, зная уже боголюбие Гедеона, признали его виновным в этом деле: потом они пришли к отцу его и сказали: подавай сына своего, мы убьем его, потому что он сокрушил Ваала; тот на это сказал: вам ли мстить за Ваала? – Если он Бог, то пусть мстит за себя тому, кто сокрушил его. Поэтому Гедеон и прозван был Иероваалом, что значит: пусть Ваал мстит за себя. Итак, говорит, как Салман, предводитель народа Мадианитского, разбивал из дома Гедеонова, или Иероваалова, «матерь о чада», точно таким же образом, свирепо, бесчеловечно и без всякого сожаления, вождь Ассириян будет вести войну против вас и будет побивать мать вместе с детьми. Случится это по причине вашей порочности, потому что Бог всяческих, как праведный Судия, не карает напрасно, но если прегрешения Его оскорбляющих преступают всякую меру, то соответственно этому и посылает наказание. Если же боимся гнева, то всего лучше бояться грешить и как бы вызывать на негодование божественное и любвеобильнейшее естество, которое, можно сказать, вынуждается к этому преизбытком согрешений. – Следует заметить, что некоторые из прежних толкователей говорят, что не князь Мадианитян Саламан разбивал из дома Иероваалова, или Израилева (ибо по начальникам именуется целое), «матерь о чада», а напротив Гедеон в доме Саламана разбивал «матерь о чада». Но, думаю, более правильно и скорее находит себе подтверждение с точки зрения справедливости не это (мнение), а другое (вышеизложенное): как в то время, когда Израильтяне уклонились к Ваалам, их дети были убиваемы вместе с матерями от руки иноплеменников, так и теперь, когда Ефрем обратился к идолослужению, тоже будут убиваемы рукою варваров, т. е. Ассириян, вместе с родительницами и рожденные. Поэтому полагаю, что речь более сохранит правдоподобие и сходство между древним образцом и новейшими событиями, если именно так толковать смысл предложенного.

Толкование на пророка Осию.

Прп. Ефрем Сирин

Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих

См. Толкование на Ос. 10:12

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 13–15 Вы возделывали нечестие, пожинали беззаконие, ели плод лжи. Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше

Вопреки желанию я вынужден часто говорить о собственном значении еврейских слов, потому что я не ищу, подобно риторам, остроумных изречений и искусного построения слов, чтобы декламациями вызвать похвалы у своих слушателей или читателей, но стараюсь объяснить то, что представляется темным, в особенности для людей, говорящих на другом языке. Выше (ст. 11), где мы перевели Иуда будет пахать, в еврейском читается jeros с буквою иод в начале; но LХХ, смешав ее с вав, перевели: и умолчу. Также и теперь в еврейском написано аrаsthem, что́ мы перевели вы возделывали, но LХХ перевели почему вы умалчиваете вследствие такой же ошибки, как и выше, переведши словом молчать вместо возделывать. Смысл же этих слов следующий: Я прошел по шее Ефрема, упрямой телицы, любящей молотьбу, и Сам сел на шею, чтобы Иаков молотил на гумне и переносил солнечный зной, в то время как Иуда будет пахать и разрыхлять борозды. И Я увещавал их сеять в правде и пожинать в милости, и распахивать новины, давая знать им, что настанет время взыскать Господа, когда придет Тот, Кто научит их правде. Но не смотря на эти Мои повеления и не смотря на то, что Я желал, чтобы они с радостию получали с новин плоды правды и милости, они возделывали нечестие и нечестиво поступали в отношении к Господу, оставив Творца и служа идолам, и пожинали беззаконие, от худого семени получая худые плоды, из которых они делали хлеб, не только испеченный на золе, но ложный и обманчивый, который обманывал употребляющих его тщетною надеждою. Таковы еретики, которые возделывают и прикрывают искусною речью нечестие или умалчивают о нем, чтобы оно не казалось нечестием, но признавалось за благочестие. Так как они сказали в сердце своем: несть Бог, то растлеша и омерзишася (Псал. 13, 1) и стали пожинать или собирать беззакония. Ибо как корень всех зол есть корыстолюбие (1 Тимоф. гл. 6), так корень всех грехов и преступлений есть нечестие, и кто будет возделывать или сеять его, тот пожнет беззакония. Таким образом они возделывали нечестие, пожинали беззакония и ели плод лжи, проповедуя всякого рода ложь обольщенным народам, чтобы они искали не истинного хлеба, сходящего с неба, а хлеба лжи, от которого давятся и гибнут питающиеся им.

Так как ты надеялся на пути твои, на множество сильных твоих, то произойдет смятение в народе твоем, и все укрепления твои будут разрушены, подобно тому как Салмана был истреблен домом того, кто отмстил Ваалу (или произвел суд над Ваалом) в день брани, когда мать была убита в след за детьми; это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше.

Вы ели плод лжи, и тщетная надежда обманывала вас во всех планах ваших; потому что ты, Ефрем, надеялся на пути идолослужения своего, – ибо таковы пути твои, – и на множество сильных твоих, возлагая надежду не на Бога, а на силу войска. Поэтому произойдет смятение в народе твоем, которое по-еврейски называется sаоn, то есть крик и шум войска, при кликах которого все укрепления твои будут разрушены, и то, что ты считал огражденным и находящимся в безопасности, будет открыто для врагов, и так будет истреблено, как был истреблен и сокрушен Салмана, князь мадианитян, убитый домом Иероваала (Суд. гл. 8). Без сомнения, этим указывается на Гедеона, который за то, что разрушил капище Ваала и вырубил рощу, при чем тот не мог отмстить за себя, получил наименование Иероваала, то есть пусть отмстит за себя Ваал (Суд. гл. 6). И как Салмана убивал детей пред глазами матерей их, убивая затем и самих матерей; так и твои дети, Ефрем, будут убиты пред твоими глазами, а после того также и ты сам будешь убит. Спрашивается: где написано, что Салмана убил мать в след за детьми? В книге Судей (гл. 8) мы читаем, что Гедеон сказал князю мадиамскому: как меч твой многих матерей лишал детей, так мать твоя между женами будет лишена сына (1Цар. 15. 33). Таким образом, как Салмана был истреблен Иероваалом, которого некоторые несправедливо считают за Иеровоама, сына Наватова, управлявшего десятью коленами, а по еврейскому тексту был истреблен Арбелом, означающим тоже самое, что и Иероваал, но в более краткой и ясной форме; то же причинил вам, Израиль, за крайнее нечестие ваше, Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца и кланились богам египетским. Вместо Вефиля, что́ означает дом Божии, LХХ перевели дом Израилев, чего совсем нет в еврейском тексте. Мы, насколько могли, выбрались из мест, усеянных подводными камнями; теперь на всех парусах поплывем по глубокому морю аллегории. Так как ты, Ефрем, надеялся на пути или на колесницы твои, о которых написано: сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся (Псал. 19, 8), и полагался на множество сильных твоих, которых ты делал сильными у себя в ложном знании; то произойдет смятение и шум в народе твоем. Ибо все то, что говорят еретики, это – не слова, выражающие мысль, а смятение, шум и крик. И все укрепления твои или то, что ограждено, будут разрушены (потому что они построены и укреплены не свидетельствами Писаний, а искусством диалектики и аргументами философов), подобно тому, как некогда Салмана был истреблен Гедеоном, когда мать была убита в след за детьми. Об его истории упоминает и восемьдесят второй псалом, когда в числе прочих князей мадиамских называет также и Салмана, говоря: сотвори им, Господи, (без сомнения, указывается на тех, которые заключили договор или завет против Господа), яко Мадиаму и Сисаре (ст. 10), и вскоре после того: положи, говорит, князи их, яко Орива и Зива, и Зевеа, и Салмана, вся киязи их, иже реша: да наследим себе святилище Божие (ст. 12–13). В том же самом псалме описываются и вожди еретиков, пытавшиеся присвоить себе жертвенник Божий. Следующия же за тем слова: это причинил вам Вефиль за крайнее нечестие ваше собственно указывают на то, что причинил вождям еретиков Вефиль, который сами они ложно называют Вефилем, то есть домом Божиим, и Церковию, так что смысл [этих слов] следующий: это причинит вам церковь ваша, которую вы называете домом Божиим; но с того времени, как вы ее занимаете, она должна быть называема Бефавеном, то есть домом идола, по причине крайнего нечестия вашего.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.