Толкования на Ос. 12:10

Свт. Иоанн Златоуст

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Итак, почему же Иоанн сказал: Бога не видел никто никогда (Ин 1:18)? Он показывает, что все то было делом снисхождения, а не видением самого существа Бога. Если бы они видели самое существо, то видели бы его не различным образом. Оно просто, необразно, несложно, неописано; не сидит, не стоит, не ходит - все это свойственно только телам. Но как Бог существует, это знает Он один и это возвестил Сам Бог Отец через одного пророка: Я умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи. То есть: «Я снизошел, явился, но не так, как Я есмь в Себе». А как Сын Его имел явиться нам в действительной плоти, то Он изначала приготовлял людей к созерцанию существа Бога, насколько им возможно было видеть.

Беседы на Евангелие от Иоанна.


См. Толкование на Быт. 12:7

Свт. Кирилл Александрийский

См. Толкование на Ос. 12:9

Сщмч. Ириней Лионский

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Так открывался Бог; ибо чрез все это является Бог Отец, Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, и совершается человеческое спасение. Так говорил Он чрез пророка Осию: Я видения умножал, и посредством пророков употреблял подобия (LXX; Ос 12:10). То же самое изложил и апостол, говоря: Различны дарования, но Тот же Дух; и различны служения, но Тот же Господь, и различны действия, но Тот же Бог, делающий все во всем. Каждому же дается проявление Духа на пользу (1 Кор 12:4-7). Но поскольку Бог все совершает во всем, то Он, хотя по Своей природе и величию невидим и неизречен для всех созданий, однако не неведом. Ибо все они чрез Его Слово познают, что Один Бог Отец, все содержащий и всему дающий бытие, как написано в Евангелии: Бога никто не видел, кроме Единородного Сына, сущего в недре Отца: Он объявил Его (Ин 1:18).

Поскольку и апостолы, и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и, уча так, были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога и сказал: Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян 7:56). Он сказал это и был побит камнями, и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: Господи, не вмени им греха сего (Деян 7:60). Так были совершенны те, которые знали одного и того же Бога, от начала до конца бывшего с родом человеческим посредством разнообразных установлений, как говорит пророк Осия: Я видения умножал, и посредством пророков употреблял подобия (LXX; Ос 12:10).

Против ересей.

Прп. Ефрем Сирин

И Аз видения умножих, и в руках пророческих уподобился. Сие сказано потому, что Бог глаголал к ним не чрез одного Пророка, вразумлял их не одним и тем же уподоблением.

Прп. Максим Исповедник

И в руках пророческих уподобился, [дабы показать], как Бог, вследствие Своего великого Человеколюбия, уподобляется каждому, в зависимости от его деятельного осуществления добродетели, объединяющего [всех]. Ибо «рука всякого праведника» есть его добродетельное делание, в котором и через которое Бог воспринимает подобие человеческое.

Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.

Блж. Иероним Стридонский

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

См. Толкования на Ос. 12:9

Лопухин А.П.

Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи

Пророк раскрывает мысль о том, что Господь есть благодетель Израиля. Вместо слов через пророков употреблял притчи, bejad hannebiim adammeh в слав. «в руках пророческих уподобихся»; LXX перевели текст буквально. Гоонакер, соответственно Ос IV:6; V:15 (???) в adammeh видит гл. daman уничтожать, разрушать и переводит: через пророков (вестников воли Божией) я уничтожу их.