Толкования на Ос. 12:14

Свт. Кирилл Александрийский

Разгнева мя Ефрем и возъяри мя: и кровь его на нем пролиется, и укоризну его воздаст ему Господь

Здесь со всею силою старается показать нам, что предпочтение быть под властью царства человеческого было для Израильтян печально, опасно и пагубно. Вот, говорит, Ефрем, то есть – происходивший из колена Ефремова Иеровоам, Меня, Владыку всяческих, «разгнева и возъяри» и вызвал на всякого рода негодование, измыслив телиц и окружив их Мне принадлежащим почетом. Поэтому он сам сделался виновником своей гибели: на него падет кровь его. Но так как он, когда поставил телиц в Вефиле и Дане, обратился к Израильтянам с словами: «довлеет вам восходити в Иерусалим: се бози твои Израилю, иже изведоша тя из земли Египетския» (3 Цар. 12:28), то за это, говорит, и со всею справедливостью, по суду Моему потерпит наказание за «укоризну», потому что осмелиться приписать бездушным вещам совершенные Богом славные и досточудные дела есть прямо-таки поношение и, бесспорно, укоризны Ему. Итак по укоризне самого Ефрема, то есть – соразмерно его хульным и нечестивым речам, будут определены наказания. Именно, как Бог лишен Ему одному приличествующей славы делом ли то, или словом, так и тот лишен будет собственной власти, потому что со временем прекратится царство Ефремово: как я уже говорил ранее, по возвращении из Вавилона уже никто не царствовал в Самарии над десятью коленами, и в Иерусалиме все находились под властью одного из царствовавших некогда потомков Иудиных.

Толкование на пророка Осию.

Блж. Иероним Стридонский

Горько раздражил Меня Ефрем, и кровь его падет на него, и поношение его обратит на него Господь его

Я осыпал Ефрема благодеяниями: он был нагим, изгнанником и одиноким, а Я сделал его богатым, властителем и отцом многих детей. Но Ефрем оставил и раздражил Меня и причиненными Мне огорчениями сделал Меня, кроткого, раздражительным. Поэтому кровь его падет на него, то есть он сам будет виновником своей смерти сообразно с тем, что́ говорит Давид возвестившему о смерти Саула и сказавшему об умерщвлении им царя израильского: кровь твоя на главе твоей (2Цар. 1, 16); это не вследствие моего решения, но за кровь Саула пролита твоя кровь. Следующие же затем слова: и поношение его обратить на него Господь имеют такой же смысл, как слова, сказанные Нафаном Давиду: так как ты этим делом, то есть преступлением, совершенным чрез умерщвление Урии, подал повод врагам хулить имя Господне (2Цар. 12, 14), то хулы и поношения, которым из-за тебя подвергался Господь, обратятся на твою голову. Еретики постоянно раздражают преблагого Господа, и Того, Кто более желает покаяния, нежели смерти грешника, вынуждают, чрез свое жестокосердие, наказывать их, и пролитая ими кровь, как своя собственная, так и многих других, падет на голову их, и те хулы и поношения, которыми они осыпали Господа, Господь их обратит на них, не потому что Он продолжает быть их Господом, но потому, что Он прежде был Господом их.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.