Толкования на Ос. 13:14

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 14-15 От руки адовы избавлю Я, и от смерти искуплю Я: где пря твоя, смерте? где остен твой, аде? Утешение скрыся от очию Моею: зане сей между братиями разлучит: наведет Господь ветр зноен из пустыни нань, и изсушит жилы его и опустошит источники его: сей изсушит землю его и вся сосуды его любимыя

Высказав согрешившим следствия гнева и предвозвестив, что будет за оскорбление, снова возвращается к боголепному милосердию и что род земной не навсегда отвергнут и не устремился к гибели неудержимой и нескончаемой, но со временем будет некая пощада и возвращение к первобытному состоянию во Христе, это поясняет, прибавляя, что спасет от руки ада и искупит от смерти, – очевидно, тех, которые были повинны ей по причине греха против Творца и изначального преступления Адама. А обещание это делается не одному только Ефрему или потомкам Израиля, но всем жителям земли, потому что, как пишет богоглаголивый Павел, Бог не «Иудеев токмо, но и языков», ибо оправдал «обрезание от веры и необрезание верою» (Рим. 3:29-30). А искупил нас от руки ада, то есть от владычества смерти, образом же искупления считается смерть Христова, так как он добровольно претерпел за нас умерщвление на древе и восторжествовал над началами и властями, пригвоздив к нему «еже на нас рукописание» (Кол.2:14). Тогда-то именно «всякое беззаконие заградило уста своя» (Пс. 106:42), уничтожена и держава смерти по истреблении греха, ибо он – победа смерти и жало адово. Так истолковал нам и мудрый Павел, потому что он сказал: «жало же смерти грех: сила же греха закон» (1 Кор. 15:56). Поэтому, когда грех всех уничтожен во Христе, справедливо и нам самим сказать: «где победа твоя, смерте? где остен твой, аде?» Ибо – «Бог оправдаяй, кто осуждаяй? Христос Иисус есть умерый» (Рим. 8:33-34) за нас, лучше сказать – «давый себе избавление за всех» (1 Тим. 2:6), один – всех достойнейший, чрез Которого и в Котором мы обогатились возвращением снова к нетлению.

Утешение скрыся от очию Моею: зане сей между братиями разлучит. Первое отделение предлежащего изречения будем читать как вопрос и со знаком (вопроса), – и если будем понимать правильно, то оно может указывать нам вот на что: изнемогла, говорит, природа человеческая многообразием греха и безмерно уклонилась к преступному; поэтому праведно осуждена на смерть: после того какое средство вспомоществования потерпевшим это, или как устранить случившиеся, Я усмотрю Сам, а, лучше сказать, Я уже и определил. Или: найдется ли между вами кто-нибудь дошедший до такого повреждения ума, чтобы думать и говорить, будто бы существует такой способ утешения и успокоения, которого не видел бы божественный и неповрежденный ум? Ибо Я – художник и ни в чем не имею недостатка силы, но все знаю хорошо и без замедления совершаю задуманное. Однако, говорит, «сей между братиями разлучит». Этим возвещает нам Господа Нашего Иисуса Христа, потому что Он утешение всех, орудие исцеления: Его предопределил Отец «прежде лет вечных» (Тит. 1:2) как Спасителя и Искусителя одержимым смертью: о Нем сказал, что Он «между братиями разлучит». Что же это значит? Мы слышим, что Сам Спаситель всех нас Христос говорит: «не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч; придох бо разлучити человека на отца своего, и, дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою: и врази человеку домашнии его» (Мф.10:34-36), и в другом месте, предвещая будущее святым ученикам, говорит: «предаст же брат брата на смерть» и восстанет отец на сыновей (Мф.10:21). А так как Он сокрушил владычество диавола и избавил обольщенных из рвов идолослужения, то поэтому настолько привязал любовью к себе, что верующие ни во что вменяют естественную привязанность, отказываются от братьев, отцов, домов и рода и им для полного благодушия будет достаточно быть призванными ко Христу. Посему и блаженный Давид, как бы от лица исполняющих это, поет в одном месте и говорит: «яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя» (Пс. 26:10).

Переносит речь на самое лицо смерти, а южному и знойному ветру уподобляет Христа, Который, говорит, со временем устремится и из пустыни. Нужно прежде всего заметить, что Иудейская страна имеет обширную и необъятную пустыню, лежащую в южной части, и когда случалось дуть оттуда сильному ветру, они были в немалом страхе, потому что страна погибала, а по мнению некоторых и самые водяные жилы, находящиеся в земле, производили медленнее доставку (воды) и останавливались от приражения сильного и пламенного дуновения. Таким образом заимствует речи от того, что они знают и изведали на опыте. Итак пророческое слово изрекло нам, что Христос устремится против смерти подобно знойному ветру, который иссушит все ее источники и жилы. Следовательно выдерживает переносную речь (и весьма правильно) и при помощи обычного явления делает изъяснение таинства. Жилы же и источники смерти, думаем, обозначают пути погибели или злые и супротивные силы, потому что при помощи их она как бы управляет толпою всех когда бы то ни было погубляемых. Так понимай «и сосуды ея любимыя», потому что справедливо назвать «сосудами» (орудиями), погубляющими земнородных и дорогими для смерти, или злые и супротивные силы, или каких-нибудь нечестивцев на земле, служителей ее жестокости и погубляющих вместе с собою других. Итак, говорит, когда подует знойный ветер, иссохнет вся страна смерти. Опять-таки употребляется речь переносная (метафорическая), – подобно тому, как если бы кто сказал: пожирала смерть живущих на земле как бы некоторое обильное кормом место, но оно станет сухо, и смерть не найдет себе пастбища, потому что тление уничтожилось после того, как Христос предоставил всем жизнь и дал возможность снова снискивать нетление.

Толкование на пророка Осию.

Свт. Амвросий Медиоланский

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Никто пусть не считает, что он обрел мудрость, ибо никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф 11:27). Итак, Он Сам открыл Иоанну, в котором была мудрость, и потому тот говорил, что мудрость не его, но внушена была ему: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин 1:1). Конечно, смерть не могла коснуться Его, ибо мудрость сказала: Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твое жало?

О молитве Иова и Лавида.

Свт. Браудио Сарагосский

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Увы! Печальны человеческие обстоятельства, и без Христа тщетно все, чем мы живем. О смерть, разлучающая соединенных узами, суровая и жестокая разобщительница тех, кто общается в дружестве! Но вот уже повержены силы твои. Уже сокрушено нечестивое твое иго Тем, Кто строго тебе угрожает устами Осии: О смерть, я буду твоим погубителем. Посмеемся вслед за апостолом: Смерть! где твое жало ? Смерть! где твоя победа? (1 Кор 15:54; Ос 13:14). Тот, Кто тебя победил, нас искупает. Он есть Тот, Кто душу Свою возлюбленную в руки нечестивых предал, чтобы из нечестивых произвести возлюбленных Своих.

Письма.

Свт. Григорий Богослов

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Медный змий хотя и повешен был против жалящих змей, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не через уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлен и умерщвляет с собой подчинившиеся ему силы. И какое приличное ему от нас надгробие? Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос 13:14). Ты низложен крестом, умерщвлен Жизнеподателем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте!

Слово.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 14-15 От руки адовы избавлю я, и от смерти искуплю я, то есть избавлю от царя вавилонского, угрожающего смертью. Где пря твоя, смерте? Где остен твой, аде? Утешение скрыся от очию моею. Приидет восток, и изсушит источник его. К изъяснению достаточно свидетельства божественного Павла, что когда от восхода солнца, в страшное пришествие Свое, сопровождаемый сонмами горних, придет Восток Духа Божия; тогда опустошит источники смерти и изсушит жилы ея, даровав бессмертие.

Блж. Иероним Стридонский

От руки смерти избавлю их, от смерти искуплю их. Я буду смертию твоею, смерть; буду ужалением для тебя, ад. Утешение сокрылось от очей Моих, потому что он будет разделять (или разделяет) братьев между собою

При том и при другом понимании Ефрема, то есть как в отношении к десяти коленам, так в отношении к еретикам, которые не будут в состоянии устоять при сокрушении детей своих, когда настанут муки, подобные [мукам] родильницы, Господь обещает избавить их от руки смерти и искупить от смерти. Рукою смерти называются дела, чрез которые она убивает, согласно с написанным: смерть и живот в руце языка (Притч. 18, 22). Избавил же и искупил всех Господь чрез крестное страдание и пролитие Своей крови, когда душа Его сошла во ад и плоть Его не увидела истления и когда самой смерти и аду Он сказал: буду смертию твоего, смерть. Ибо Я для того умер, чтобы ты умерла чрез Мою смерть. Я буду ужалением для тебя, ад, который своею пастию всех поглощал. Видя тяжкую необходимость смерти и что нет ни одного человека, который мог бы жить и не видеть смерти (Псал. 88), преблагой Отец напоминает о древнем определении, по которому в Адаме все мы умираем (1 Кор. гл. 15). Или же пророк, видя бренность свою и участь плоти человеческой, говорит: утешение сокрылось от очей моих в следующем смысле: я не могу утешиться, ни одна мысль не может облегчить моей скорби, когда я вижу, что самые дорогие имена разделяются смертию между собою, потому что ад разделяет братьев друг от друга. Таким образом все то, что́ разделяет братьев, должно быть названо адом, а в особенности женщина беcпутная, которая, зазывая человека скудоумного к себе, говорит с видом благоразумия: хлебом сокровенным в сладость прикоснитеся, и воду татбы сладкую пийте. Он же, неразумный, не весть, яко земнороднии у нее погибают и во дне ада обретаются (Притч. 9, 1718). Ибо все не позволяемое возбуждает желание, и что́ вследствие редкости бывает сладким, это становится горьким, если делается обычным. И мед каплет от устен жены блудницы, яже на время наслаждает гортань неразумного, последи же горчае желчи оказывается и изощренна паче меча обоюду остра (Притч. 5, 34). Ибо кто рожден от земли, а не от неба, тот погибает от ее объятий, и связывается погребальными пеленами, и стоны безумия низводит тех, кои пользуются ею, вместе с смертию во ад. Между же смертию и адом следующее различие: смерть состоит в отделении души от тела, а ад (infernus) есть то место, к котором заключаются души для упокоения (in refrigerio) или для наказаний, смотря по заслугам. Мы сказали это для того, чтобы показать, что смерть производит тоже, что и женщина – блудница. Ибо смерть разделяет братьев; тоже делает и женщина. Под братьями должно понимать все связи любви в том смысле, что и мать отделяется от дочери, и отец от сына, и брат от брата. Что смерть и ад не одно и тоже, это показывает и псалмопевец, говоря: несть в смерти поминаяй Тебе; во аде же кто исповестся Тебе (Псал. 6, 6). И в другом месте: да приидет смерть на ня, и да снидут во ад живи (Псал. 54, 16). Вместо переведенного нами: Я буду смертию твоего, смерть; буду ужалением для тебя, ад. LХХ перевели: Где, смерть, твоя тяжба? Где, ад, твое жало? Вместо этого апостол сказал: пожерта бысть смерть силою (соntеntiоnе); где ти, смерте, сила? где ти, смерте, жало? (1Кор. 15, 5455) и изъясняя значение [этого] свидетельства, он прибавил: жало же смерти грех, сила же греха закон; Богу же благодарение, давшему нам победу Господом нашим Иисус Христом (ст. 5657). Таким образом то, что он изъяснил в отношении к воскресению Господа, мы не можем и не осмеливаемся иначе истолковать. Можно под смертию и адом разуметь также диавола, который был умерщвлен смертию Христовою и о котором Исаия говорит: пожре смерть возмогши (Исаии 25. 8) и в след затем: отъят Господь всяку слезу от всякого лица. Под двумя братьями, разделенными чрез смерть, некоторые, соответственно истории того времени, понимают Израиля и Иуду, имея в виду, что прообразованное тогда отчасти, теперь вполне уразумевается и что Израиль и Иуда будет освобожден и искуплен вместе со всем родом человеческим. В том месте, где LХХ перевели: где тяжба твоя и где мы сказали: буду смертию твоего, Симмах перевел: буду язвою (рlaga) для тебя; пятое издаиие и Акила [перевели]: где речи твои, что́ по-еврейски называется dabarach; но они читали dabar, то есть слово, вместо deber, что́ означает смерть, сообразно с тем, что мы читаем у Исаии: смерть послал Господь на Иакова, и пришла она на Израиля (Исаии 9, 8), то есть deber, вместо чего мы перевели: слово послал Господь на Иакова, и пришло оно на Израиля, то есть dabar. Также вместо жала, что́ мы перевели чрез ужаление, Симмах перевел ἀπάντημα есть встреча, Феодотион и пятое издание язва и заточение.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Блж. Августин

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Чего жаждет чистый? Жаждет, чтобы не восставала в членах его никакая похоть, чистоте противная. Мира жаждет, но еще не имеет мира. Когда же придем туда, где уже не восстанет никакая похоть противная, уже не будет врага, с которым надо будет бороться; там не нужно ждать победы, там триумф над врагом, уже побежденным. Услышь победу, когда сам апостол говорит: Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою (1 Кор 15:54). Услышь глас победителей: Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос 13:14). Ты поражала, ты ранила, ты истребляла; но понес раны за меня Тот, Кто создал меня. О смерть, о смерть! Понес раны за меня Тот, Кто создал меня и смертью Своею победил тебя. И тогда рекут победители: где, смерть, борение твое?

Проповеди.

Павел Орозий

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Стало быть, если утаилась слава нетления от всех людей в нынешнее время, каким же образом ты в это же самое время будешь кичиться, что можешь быть облаченным в то же самое нетление? Ибо как первопричиной тления для людей была склонность ко греху, так началом нетления будет безгрешность. Итак, кто утаил это от правосудия Божия или от власти Христа и вручил тебе? Или, быть может, ты думаешь, что нельзя в будущем заслужить нетление из рук Господа? Наставляет в этом первоверховный [апостол] Павел, когда говорит: Когда же смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех (1 Кор 15:54-56). Через это апостол показывает, что никаким образом невозможно уязвить смерть и грех прежде, чем когда вслед за смертностью последует бессмертие, а за тленностью - нетленность. А когда по исчезновении немощи наступит совершенная добродетель, не будет мужчины и женщины, но все станут подобны Божиим ангелам.

Апология против пелагиан.

Лопухин А.П.

От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня

Многие экзегеты (Шмоллер, Симон, Новак и др. ) толкуют 14-й ст. в том смысле, что в нем выражается мысль о неотвратимости погибели Израиля («раскаяния в том не будет у Меня»). Начальные предложения ст. 14-го считают при этом вопросительными и при том такими, которые предполагают ответ отрицательный (Искуплю ли? Избавлю ли?) А во второй половине стиха, в словах смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? видят обращенный к смерти и аду призыв или побуждение губить Израиля. Но изложенное понимание ст. 14-го не вполне гармонирует с контекстом речи. В ст. 13 пророк сравнивает положение Ефрема с муками рождающей и выражает этим мысль о том, что бедствия для Израиля будут началом новой жизни. Поэтому и в ст. 14 нужно ожидать речи об избавлении, а не о конечной погибели. По новозаветному (1 Кор XV:54-55) и отеческому (св. Кирилл Александрийский, Ефрем Сирин, блаж. Феодорит) толкованиям в ст. 14 пророк дает обетование об уничтожении силы и власти смерти и ада. «Когда же тленное сие», говорит апостол, «облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа?» Ближайшим образом при этом, обетование пророка относится к освобождению Израиля от плена. В полной же мере оно осуществляется тогда, когда всем, сделавшимся добычею ада и смерти, возвращена будет жизнь, т. е. в факте воскресения мертвых. В слав. т. вместо слов где твое жало читается: «где пря твоя». Евр. dеbarejcha, означающее: пагуба, зараза, мор, LXX перевели свободно словом dikh, в смысле тяжба, процесс (Исх XVIII:16; ХХIV:14). Где твоя победа слав. где остен твой: евр. katabela (греч. kentron) означает: пагуба твоя, разорение, зараза (Втор ХXXII:24; Иcx XXVIII:2). Раскаяния (nocham) в том не будет у меня (с евр. открылось от очей моих): т. е. определение Божие об искуплении непреложно. В слав. «утешение скрыся от о'чию Моею».