Толкования на Песн. 1:5

Свт. Григорий Нисский

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

См. Толкование на Песн. 1:4

Свт. Григорий Двоеслов

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня (Песн. 1:5). Известно, что при зарождении Церкви, когда проповедана была слава Спасителя нашего, одни из иудеев уверовали, другие - нет; но те, которые уверовали, сподобились от неуверовавших презрения, и претерпели преследование, и судимы были за то, будто они уклонились на путь язычества. С тех пор Церковь во имя их взывает против тех, кто не обратился: Дщери Иерусалимские! черна я, но красива (Песн. 1:4).

На Песнь Песней.


Потому святая Церковь хорошо говорит о слабых своих членах: Поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла (Песн. 1:5). Ибо виноградные лозы суть наши действия, которые мы совершаем в ежедневном нашем труде. Но будучи поставлены стражами виноградников, мы не сохраняем нашего винограда, потому что когда мы запутываемся во внешних действиях, тогда небрежем об исполнении нашего долга.

Гомилии на Евангелия.

Свт. Григорий Эльвирский

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

Не смотрите на меня, - говорит она, - ибо солнце не коснулось меня (ср.: Песн. 1:5). Христа солнцем назвал пророк Иезекииль, говоря: А для вас, благоговеющие пред Господом, взойдет Солнце правды (Мал. 4:2), которое есть Христос. Ведь до пришествия Сына Божия черна была, как говорил я уже часто, Церковь из язычников, поскольку не верила ещё в Него; но как только просвещена была истинным солнцем - Христом, сделалась несравненно красивою и прекрасной настолько, что сказал ей Дух Святой через Давида: И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:12).

На Песнь Песней.

Сщмч. Александр Глаголев

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

См. Толкование на Песн. 1:4

Ориген

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

Сыны матери моей враждовали против меня (Песн. 1:6; LXX). Должно размыслить о том, каким образом невеста говорит: Сыны матери моей враждовали против меня, и когда началась против нее эта вражда братьев. Посмотри на Павла, гонителя Церкви, и ты поймешь, каким образом сын ее матери враждовал против нее. Гонители Церкви принесли покаяние; противники ее, возвратившись опять под знамена сестры, проповедовали веру, которую прежде опровергали. Воспевая это ныне в пророческом духе, невеста говорит: Они враждовали против меня, поставили меня стражем в виноградниках, виноградника моего я не устерегла. Я, Церковь, я, невеста, я, непорочная, поставлена от сыновей моей матери, которые некогда враждовали против меня, стражем весьма многих виноградников. Будучи занята этою заботою и попечением, я, охраняя много виноградников, не сохранила своего собственного виноградника. Отнеси это к Павлу и всякому другому из святых, пекшемуся о спасении всех, - и ты увидишь, каким образом невеста, не охранив своего виноградника, оберегает виноградники других, каким образом, чтобы приобресть других, сам Павел в некоторых отношениях терпит вред и, будучи свободен от всех, сделал себя самого рабом, чтобы приобресть всех: Для немощных я сделался немощным, для иудеев - иудеем, для тех, которые были под законом, как бы подзаконным (1 Кор. 9:20), и далее. Вот почему невеста говорит: Виноградника моего я не устерегла. Потом невеста видит жениха, который, будучи замечен, удаляется. И часто, во время целой песни, он это делает, чего, если кто-либо сам не испытывает, не может понять. Часто, Бог свидетель, я видел, что жених приближается ко мне и находится со мною очень долго; но, когда вдруг он уходит, я уже не могу обрести того, чего искал. Поэтому я опять желаю его пришествия, и иногда он опять приходит: но когда он явится и будет обнят руками моими, то снова исчезает, и, когда исчезнет, снова ищется мною; и я часто это делаю, пока истинно не удержу его и не взойду, опираясь на брата своего.

На Песнь Песней.

См. также Толкование на Песн. 1:4

Примасий

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

См. Толкование на Откр. 9:1

Лопухин А.П.

Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, - моего собственного виноградника я не стерегла

См. Толкование на Песн. 1:4