Толкования на Песн. 2:3

Свт. Григорий Нисский

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей

См. Толкование на Песн. 1:14

Свт. Амвросий Медиоланский

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей

И, обретя эту свежесть благодати, вечно цветущей во Христе, Церковь говорит: В тени его я захотела и села (Песн. 2:3; LXX). Эту благодать вечнозеленого дара обрели апостолы, с которых ни один лист упасть не мог, и исцеляет даже тень их болящих, ибо недуги тела затмеваются верой разума и цветущими заслугами добродетелей.

Шестоднев.

Сщмч. Александр Глаголев

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей

Ответные слова Невесты (ст. 3 а) представляют полную параллель похвал ей со стороны Жениха (ст. 2). Яблонею (евр. «таппуах», греч. μήλον, лат. malus), как и ниже под яблоками (ст. 5, ср. VIII, 5), разумеется не ваша яблоня, не имеющая тех свойств плодов своих, которые усвояются плодам этой яблони (ст. 5), не растущая в качестве лесного дерева и вовсе не встречающаяся в Палестине, а другое какое-то плодовое дерево: апельсиновое, лимонное или абрикосовое. Пребывание в тени этой яблони и вкушение ее плодов здесь, как и ниже (ст. 5, IV, 16, VII, 14) – образ привлекательной близости и отрады ласк Возлюбленного. «Все деревья, все древесные произрастания в сравнении с Словом Божиим почитаются неплодоносными лесами. Для Христа все, что бы ты ни назвал, есть лес, и все безплодно. Ибо что, в сравнении с Ним, может быть названо плодоносным? Даже деревья, которые, по-видимому, гнутся от множества плодов, в сравнении с пришествием Его, оказываются безплодными» (Ориген-Иероним, стр. 163).

Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.

Ориген

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей

Запах благовоний приятен и ласкает обоняние, но сладкое на вкус сладко по-иному. Есть нечто, прекрасное и вкусом и запахом, что и гортань ласкает сладостью, и воздух умягчает благоуханием: это яблоко. Природа его такова, что оно обладает обоими [дарами]. Поэтому, желая восхвалить не только благовоние, но и сладость Его речи, Невеста говорит: Что яблоня между лесными деревьями, то брат мой между юношами (Песн. 2:3; LXX). В сравнении со Словом Божиим все деревья - бесплодные дички; рядом с Христом все, что ты назовешь, будет «лесными деревьями», не приносящими плода. Ибо что по сравнению с Ним можно назвать плодоносным? Даже те деревья, что, казалось, гнулись под тяжестью плодов, при Его пришествии оказались бесплодными. Поэтому что яблоня между лесными деревьями, то брат мой между юношами. Тень его я полюбила и села там (Песн. 2:3; LXX). Как прекрасно сказано! Она не говорит: «Тень Его я люблю», но - полюбила, и не «сижу», но - села [там].

Идущий вперед в начале пути всегда желает хоть немного задержаться в тени добродетели. Думаю, поэтому и рождество Иисуса началось в тени, а завершилось не в тени, а в истине: Дух Святой, - сказано, - найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк. 1:35). Рождество Христово началось с тени: не только в Марии от тени началось рождество, но и в тебе, если будешь достоин, родится Слово Божие. Сделай так, чтобы быть в силах принять тень Его, и, когда станешь достоин тени, придет к тебе, я бы сказал, тело Его, дающее тень; ибо кто верен в малом, будет верен и во многом (Лк. 16:10).

Тень Его я полюбила и села там. Ты видишь, что не вечно она остается в тени, но оттуда взойдет к лучшему, говоря: «И плод Его сладок для гортани моей». Я, говорит она, желала покоиться в тени Его, но Он покрыл меня Своей тенью, и я даже плодами Его насытилась и говорю: «И плод Его сладок для гортани моей».

На Песнь Песней.

Лопухин А.П.

Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей

Ответные слова Невесты (ст. 3а) представляют полную параллель похвал ей со стороны Жениха (ст. 2). Яблонею (евр. mannyax, греч. μη̃λον, лат. malus), как и ниже под яблоками (ст. 5, см. 8:5), разумеется не наша яблоня, не имеющая тех свойств плодов своих, которым усвояются плодам этой яблони (ст. 5), не растущая в качестве лесного дерева и вовсе не встречающаяся в Палестине, а другое какое-то плодовое дерево: апельсиновое, лимонное или абрикосовое. Пребывание в тени этой яблони и вкушение ее плодов здесь, как и ниже (ст. 5, сн. 4:16; 7:14) образ привлекательной близости и ограды ласк Возлюбленного. «Все деревья, все древесные произрастания в сравнении с Словом Божиим почитаются неплодоносными лесами. Для Христа все, что бы ты ни назвал, есть лес, и все бесплодно. Ибо что, в сравнении с Ним, может быть названо плодоносным? Даже деревья, которые, по-видимому, гнутся от множества плодов, в сравнении с пришествием Его, оказываются безплодными» (Ориген - Иероним, с. 163).

Толковая Библия.