Толкования на Песн. 2:4

Свт. Григорий Нисский

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

См. Толкование на Песн. 1:14

Сщмч. Александр Глаголев

Ст. 4-5 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви

Он ввел меня в дом вина – выражение совершенно параллельное словам ст. 3 гл. 1: царь ввел меня в чертоги свои, но в отличие от этого места, имеет метафорический смысл, образное выражение родственной мысли, как показывает уже выражение: знамя его надо мною любовь. Смысл тот, что пламенная любовь, подобно воинскому знамени, защищает Невесту, развеваясь над ее главою (см. VI, 4, 10). Не столь ясно чтение ст. 4 по славянск. тексту: введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь, представляющее точный перевод с греческого текста. Вино здесь берется в ассоциации с I, 1, 3, как образ веселья, и дом вина (Vulg. cella vinaria), вопреки буквальному пониманию у многих новых толкователей, есть только образ полноты радостей любви. Мидраш истолковывает ст. 4 так: «Общество Израилево говорит: Бог ввел меня в великое виноградное точило, на Синай, и там дал мне мое знамя, – закон, заповеди и добрые дела, – и я приняла их с великою любовью» (S. 59).

Преисполненная впечатлениями любовных ласк Жениха, как бы опьяненная их действием (см. V, 8), Невеста переживает своеобразную болезнь любви, как бы раненная (LXX) или уязвленная (слав.) стрелою любви, почему, обращаясь к дщерям Иерусалимским, она просит их подкрепить ее вином (точнее: пастилою, как в перев. архим. Макария; евр. «ашиша» означает именно пирожное из прессованных ягод, вообще фруктов, ср. Ос. III, 1) и освежить яблоками (ст. 5).

По мнению некоторых (Беттхер и др.), здесь разумеются особого сорта яблоки, относительно которых восточные женщины, особенно обитательницы гаремов, были убеждены в связи их с половою любовью. Но нечто подобное из Библии известно лишь об «яблоках любви» – мандрагорах (Быт. XXX, 14, ср. П. П. VII, 14). Мидраш вторую половину ст. 5 перефразирует так: «Община Израилева говорит пред Богом: все страдания, какие причиняют мне народы, происходят только оттого, что я люблю Тебя» (S. 60).

Ориген и Иероним понимают болезнь любви тоже в нравственно-аллегорическом смысле: «Как прекрасно, как привлекательно получать рану от любви! Иной принял в себя стрелу плотской любви, другой уязвлен земною страстью; ты же обнажи члены свои и предоставь себя стреле избранной, стреле прекрасной, ибо стрелок есть Бог (Ис. 49, 2, 6)… Этою стрелою были уязвлены те, которые рассуждали между собою: не сердце ли наю горя бе в наю, егда сказоваше нам Писание (XXIV, 32)» (стр. 167).

Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.

Прп. Иоанн Кассиан

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

Это есть истинно упорядоченная любовь, которая, не имея ненависти ни к кому, некоторых больше любит по праву заслуг и которая, хотя любит вообще всех, однако отличает тех, коих нужно любить с особенным расположением.

Собеседования.

Прп. Нил Синайский

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

По понятной причине требует невеста затем ввести ее в дом пира. Ибо только она предуверовала в надлежащее быть явленным после, в висящую на кресте и всеми презренную гроздь, поскольку только еще цветущая гроздь никому не являет назначение вина. Поэтому, в рассуждении заранее имея знание, согласно которому прежде времени урожая вино в цветущей грозди видит, она и на кресте вознесенном Божество с полной уверенностью исповедует и в страсти бесстрастие, и в смерти воскресение представляет. А проповедь грозди на кресте, что ей надлежит стать вином в будущем, как уже было сказано, она надежно удерживает и то переносит прежде развязки событий, что все испытали после. Как особый дар за такое понимание она просит ввести ее в дом пира.

На Песнь Песней.

Блж. Августин

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

Не уничтожает Он любви к родителям, жене и детям, но упорядочивает ее. Не сказал: «Кто любит», но: Кто любит более Меня. Это есть то же, что и Церковь говорит в Книге Песнь Песней: И знамя его надо мною - любовь (Песн. 2:4). Люби отца своего, но не более Создателя.

Проповедь.


Делайте шаги [верные] и возместите всякому, кому должно. Не подчиняйте предшествующее последующему. Любите родителей, но предпочтите родителям Бога.

Проповеди.

Ориген

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

Введите меня в дом вина (Песн. 2:4; LXX). Жених был снаружи, в объятиях невесты, и покоился посреди грудей ее. Многочисленные девицы не таковы, чтобы удостоиться принимать жениха в своем доме, ибо множеству внешних все говорится в притчах. Как боюсь я, чтобы и мы не стали «множеством девиц»! Введите меня в дом вина.

Почему так долго Я остаюсь за дверью [говорит Слово]? Се, стою у двери и стучу; если кто отворит Мне, войду, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Введите меня. И ныне то же гласит Слово Божие; се, Христос говорит: «Введите Меня». Вам, оглашенные, говорит Он: «Введите Меня» не просто в дом, но - в дом вина; пусть исполнится вином радости, вином Святого Духа, душа ваша, и так вы введете в свой дом Жениха, Слово, Мудрость, Истину. Ибо это говорится и тем, кто еще несовершенен: Введите меня в дом вина.

Установите мой порядок в любви (Песн. 2:4; LXX). Как изящно сказано: Установите мой порядок в любви. Ибо у многих любовь беспорядочна: что надлежит любить в первую очередь, они любят во вторую, а что во вторую - в первую, что следует любить в-третьих, любят в-четвертых, а то, что в-четвертых - в-третьих, и порядок любви у многих оказывается извращен. У святых же порядок любви правилен. Хочу привести некоторые примеры, дабы вы поняли сказанное: Установите мой порядок в любви.

Хочет Божественное Слово, чтобы ты любил отца, сына, дочь; хочет Божественное Слово, чтобы ты любил Христа, и не требует, чтобы ты не любил детей и не имел привязанности к родителям. Чего же Оно требует? Чтобы ты не любил беспорядочно, не предпочитал Мне отца и мать, не любил сына или дочь более Меня. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37; Лк. 14:26). Вопроси свою совесть о чувствах к отцу, матери, брату, посмотри, какова твоя любовь к Слову Божиему и Христу, - и тут же увидишь, что любишь сына и дочь более Слова, родителей более Христа. Как ты думаешь, кто из нас так далеко ушел, что любит Слово Божие более всего и сильнее всего, а детей ставит на второе место? Таким же образом люби и жену свою. Никто никогда не имел ненависти к своей плоти (Еф. 5:29), но любит ее как плоть; сказано: будут двое не один дух, но одна плоть (Еф. 5:31). Возлюби и Бога, но люби Его не как плоть и кровь, а как дух, ибо соединяющийся с Богом есть один дух с Богом (1 Кор. 6:17).

Итак, у совершенных порядок любви верен. Что же касается распределения любви между нами, уже после Бога, то, во-первых, заповедано нам любить родителей, во-вторых, детей, в-третьих, слуг. Если же сын твой плох, а слуга хорош, то слуга пусть займет в любви место сына, и тогда порядок любви у святых будет установлен верно. Ибо Учитель наш и Господь в Евангелии, давая наставления о любви, для каждого указал свою особенную любовь и дал тем, кто способен слушать Писание, разуметь ее порядок, говоря: Установите мой порядок в любви. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей добродетелью твоей, и всем разумением твоим (Мф. 22:37). Возлюби ближнего своего, как самого себя (Мф. 22:38). Не сказал Он: «Возлюби Бога как самого себя», а ближнего - «всем сердцем, всей душой, всей добродетелью, всем разумением». И еще: говоря: Любите врагов ваших (Мф. 5:44), не заповедал любить их всем сердцем. Не беспорядочно Божественное Слово и не требует невозможного, не говорит: «Любите врагов ваших как самих себя», но только - любите врагов ваших. Довольно с них того, что мы их любим и не питаем к ним ненависти; ближнего же должно любить как самого себя, а Бога - всем сердцем, всей душой, всей добродетелью, всем разумением. Если ты понял это и исполнился тем, что понял, ты уже выполнил предписанное словом Жениха [Христа]: Установите Мой порядок в любви.

На Песнь Песней.

Беда Достопочтенный

Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь

Мы, во-первых, должны любить Бога, а затем врагов, а что касается ближних, то образ любви к ним должен быть различным, в соответствии с неодинаковыми заслугами. Так мы узнали благодаря свидетельству Писания, что патриарх Иаков, хотя любил всех сыновей, но Иосифа - больше прочих по причине исключительной невинности последнего. Поэтому прекрасно Церковь говорит Христу в Песне Песней: Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь (Песн. 2:4).

О скинии.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви

Он ввел меня в дом пира - выражение совершенно параллельное словам ст. 3 гл. I: «царь ввел меня в чертоги свои», но в отличие от этого места, имеет метафорический смысл, образное выражение родственной мысли, как показывает уже выражение (4б): знамя его надо мною - любовь. Смысл тот, что пламенная любовь, подобно воинскому знамени, защищает Невесту, развеваясь над ее главою (см.: 6:4, 10). Не столь ясно чтение ст. 4 по славянск. тексту «введите мя в дом вина, вчините ко мне любовь», представляющее точный перевод с греческого текста. «Вино» здесь берется в ассоциации с 1:1, 3, как образ веселья, и «дом вина» (Vulg. cella vinaria), вопреки буквальному пониманию у многих новых толкователей, есть только образ полноты радостей любви. Мидраш истолковывает ст. 4 так: «Общество Израилево говорит: Бог ввел меня в великое виноградное точило, на Синай, и там дал мне мое знамя, - закон, заповеди и добрые дела, - и я приняла их с великою любовью» (S. 59).

Преисполненная впечатлениями любовных ласк Жениха, как бы опьяненная их действием (сн. 5:8), Невеста переживает своеобразную болезнь любви, как бы раненная (LXX) или уязвленная (слав.) стрелою любви, почему, обращаясь к дщерям иерусалимским, она просит их подкрепить ее вином (точнее: «пастилою», как в перев. архим. Макария; евр. ашиша означает именно пирожное из прессованных ягод, вообще фруктов, ср. Ос. 3:1) и освежить яблоками (ст. 5).

По мнению некоторых (Беттхер и др.), здесь разумеются особого сорта яблоки, относительно которых восточные женщины, особенно обитательницы гаремов, были убеждены в связи их с половою любовию. Но нечто подобное из Библии известно лишь об «яблоках любви» - мандрагорах (Быт. 30:14 сл. Песн. 7:14). Мидраш вторую половину ст. 6 перефразирует так: «Община Израилева говорит пред Богом: все страдания, какие причиняют мне народы, происходят только оттого, что я люблю Тебя» (S. 60).

Ориген и Иероним понимают болезнь любви тоже в нравственно аллегорическом смысле: «Как прекрасно, как привлекательно получить рану от любви! Иной принял в себя стрелу плотской любви, другой уязвлен земною страстью; ты же обнажи члены твои и предоставь себя стреле избранной, стреле прекрасной, ибо стрелок есть Бог (Ис. 49:2, 6)… Этою стрелою были уязвлены те, которые рассуждали между собою: не сердце ли наю горя бе в наю, егда сказоваше нам Писание (Лк. 24:32)» (с. 167).

Толковая Библия.