Толкования на Песн. 2:10

Свт. Григорий Нисский

Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди

См. Толкование на Песн. 2:8

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Также в Песни Песней мы находим Христа, взывающего к невесте, про которую здесь сказано, и являющего человека Церкви в словах: Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало (Песн. 2:10). <…> Этот весенний покой - для тех, кто верит Ему.

На Евангелие от Луки.


Скала есть Христос. Ибо Он становится нам, верующим, и оградой, и ущельем, и всякой защитой, которую обозначает утес. Он говорит, что когда Церковь будет воздвигнута, то и всячески укреплена будет.

На Песнь Песней.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Добр тот олень, чья гора есть дом Бога, куда бежит он быстро и приближает желание и страсть невесты. Она, узрев его, издалека пришедшего, сразу понимает, что он пришел к ней. Потому и говорит: Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле (Песн. 2:9-12). Зима есть синагога, дождь есть народ иудеев, который не мог видеть Солнца, цветы же суть апостолы.

О молитве Иова и Давида.


Затем говорит Он к душе так: Встань, возлюбленная моя (Песн. 2:10), то есть: восстань от прелестей мира сего, восстань от земного и приди ко Мне, ибо ты еще труждаешься и обременена, ибо заботишься еще о том, что принадлежит миру. Поднимись над миром и приди ко Мне, ибо Я победил мир. Приди, уже украшенная красою жизни вечной, уже голубица, ибо кротка и смиренна, уже исполненная благодати духовной. Воистину, не должно более бояться сетей, ибо призывает к себе душу Тот, Кого все искушения и сети мира сего удержать не смогли. Ибо мы можем прогуливаться меж людей, среди сетей, но ведь и Он, находясь в теле, не боялся сетей, страшных для того, кого влечет приманка, в сетях и путах положенная, но поднялся выше сетей, то есть выше искушений мира и страстей тела, сделал так, что и другие могут над ними подняться. Потому, и сию душу желая укрепить, как бы говорит Он: «Восстань, приди, возлюбленная моя, не страшись сетей». Зима уже прошла (Песн. 2:11), то есть пришла Пасха, пришло прощение, пришло грехов отпущение, престало искушение, прошел дождь, прошла буря, смятение прошло. Пред приходом Христа была зима, по приходе Его цветут цветы. Потому говорит: Цветы показались на земле (Песн. 2:12). Где прежде был терновый куст, там ныне расцвели цветы.

Об Исааке, или о душе.

Свт. Григорий Эльвирский

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Итак, нет сомнения, что зима имеет двоякое значение: либо от того, что суровость свойственна ей, либо потому, что это время, когда в благорасположении дождей сеют. И, называя так зиму, [Соломон] представляет время мира сего, каковое вместе со словом Божиим некогда, подобно семени праведности, разбрасывается в этом мире пророками и апостолами, или священниками, и орошается мир постоянной проповедью, подобной дождю небесному. <…> По прошествии зимы, то есть тягот мира сего, с уменьшением дождя, то есть проповеди Слова Божия, и с наступлением после весёлого весеннего времени приятной умеренной поры, каковая знаменует собой грядущее Царство Христово в великом мире, везде тела святых взойдут из земных гробниц, словно цветы, розы и лилии, белые святостью своею и багровые мученичеством.

На Песнь Песней.

Сщмч. Александр Глаголев

Ст. 10-13 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди

Здесь имеем законченную строфу, начинающуюся и оканчивающуюся приглашением Возлюбленного Невесте пользоваться прелестями наступившей весны, открывающейся в Палестине по миновании времени дождей («эт-гешамим» 1Ездр. X, 9, 13), частнее позднего дождя («малкош»). Весенний солнечный луч, пробуждающий природу, касающийся высоких палестинских гор, не забывает заглянуть и в жилище человека. Вставь, прекрасная моя, говорит он всему живущему во святой земле, пора оставить зимний покой и выступать на простор для новой жизни… Стихи 12–13 изображают внешний вид палестинской природы в это время года, по преимуществу называвшееся месяцем цветов, ziv, подобно нашему месяцу маю» (Олесницкий, стр. 370). Священный поэт при этом выбирает такие черты весны – цветы, пение, благоухание, – какие способны возбуждать любовь к природе и людям. По нежной любви к природе и свежему аромату, эта «весенняя песня» есть редкое явление в целой древности.

Комментарий на книгу Песни Песней Соломона.

Прп. Макарий Великий

Господь, видя мужество и стойкость в искушениях души, а также и то, что, подвергаемая искушениям, она доказала свою безукоризненность, является в доброте Своей, открывая . Себя и ее озаряя сверхсиянным Светом Своим. Призывая душу к Себе, Он ей говорит: «Приди в мире, ближняя Моя»; она, подойдя к Нему, жалуется и говорит: «Почему, Господи, на столь долгое время Ты покинул меня, оставив на многие страдания и поношения врагов? Ведь когда я искала Тебя, «обретоша мя стражие» ночные, «обходящие во граде» (Песн. 5:7), и мучили меня». Господь же, преисполненный неизреченного Света, отвечает ей, убеждая, увещевая и обращаясь к ней так: «Ты правильно говоришь, приди в мире, ближняя Моя, добрая Моя, голубица Моя» (Песн. 2:10 и 14). Затем Господь объясняет душе, показывая ей следы гвоздей: «Видишь эти следы, видишь язвы, видишь плевки, видишь раны? — Все это Я претерпел ради тебя, израненной многими ранами и влекомой многими врагами в тяжкое рабство. И по Своему человеколюбию пришел Я к тебе, взыскующей (Меня), для того, чтобы освободить тебя, ибо изначала создал тебя как образ Мой и как невесту Мою. Ради тебя пострадал Я, бесстрастный, и ради твоего искупления перенес Я, незапятнанный, многие оскорбления. И разве ты, по причине самой себя вверженная в столь великое зло и погруженная в столь великий мрак, не должна страдать и угнетаться?» Мирно обсуждая и беседуя с душой, (Господь) показывает, что это Он даровал ей (силы) выдержать мучения, Он укрепил ее в искушениях и скрыто ободрил ее.

Услышав все это, душа познает, что не имеет ничего собственного, но что все принадлежит Господу, прекрасному и пригожему Жениху. Всем сердцем поняв благосклонность, любовь и (добрую) волю, проявленные к ней (Господом), отвечает (Ему): «Вот, Господи, вот тело непорочное и душа чистая; обними меня всю, защищаемую десницей (Песн. 2:6) Твоей и обретающую покой на груди Твоей».

Собрание рукописей типа III. Поучение 3.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Потом жених отвечает невесте и учит ее, что сень ветхого закона прошла и наступила истина Евангелия: Встань, возлюбленная моя, выйди, невеста моя; вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал (Песн. 2:10-11). <…> Голос горлицы слышен в стране нашей (Песн. 2:12). Горлица - самая чистая птица, всегда живущая на возвышенностях - есть образ Спасителя.

Затем горлица говорит горлице: Смоковницы распустили свои почки (Песн. 2:13), то есть заповеди ветхого закона пали, и цветущие отпрыски Евангелия дали благоухание. <…> Пока ты покрывала с Моисеем лице твое, и в законе было покрывало, ни лица твоего я не видел, ни голоса твоего не удостаивал услышать, говоря: И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис. 1:15). А теперь с открытым лицом созерцай славу мою, и укройся за оградой из самого крепкого камня.

Против Иовиана.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Итак, усовершившуюся в добродетели душу Жених по достоинству называет голубицей, то есть духовной и исполненной Духа Святого. <…> Так и Жених здесь Церковь свою, изнемогающую при искушениях, увлекает и ободряет, и заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку (Песн. 2:9), и призывает ее восстать и взлететь к Нему. <…> Он говорит: «Ибо если вы остановитесь меж двух Заветов и будете из них обоих извлекать пользу, обнаружите там многоразличные дары Духа». Потому-то невеста, приняв духовное увещевание и возлежа между уделов, обнаружила крылья, покрытые серебром, посредством которых ее призывают лететь к Жениху.

На Песнь Песней.

Ориген

Ст. 10-14 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно

Цветы показались на земле, наступает время срезать их (Песн. 2:12; LXX). Срезание - это отпущение грехов. Ибо сказано: Всякую ветвь, остающуюся у Меня и приносящую плоды, Отец Мой очищает, чтобы принесла более плода (Ин. 15:2). Приноси плоды, и прежнее, бесплодное в тебе, будет отсечено. Ибо наступает время срезания, голос горлиц слышен в стране нашей (Песн. 2:12; LXX). Не без причины при жертвоприношениях, [как рассказывается] в священной книге, берутся пара горлиц и две молодые голубки (Лев. 12:8). Здесь тот же смысл, поэтому не говорится отдельно о паре голубок, но о паре горлиц и двух молодых голубках. Голубка - это Дух Святой. А Святой Дух, когда говорит о великих и тайных святынях, которых многие постичь не могут, обозначается наименованием горлицы, птицы, всегда гнездящейся на вершинах гор и верхушках деревьев. В долинах же и в том, что легко доходит до людей, появляется [образ] голубки. Когда Спаситель удостоил нас принятием человеческой [природы] и пришел на землю, и было тогда множество грешников возле Иордана, Дух Святой не превращается в горлицу, но становится голубкой, и между нами, среди множества людей летает более ручная птица. Горлица же показывалась, к примеру сказать, Моисею и одному из пророков, удалявшихся в горы и пустыни и там слушавших речи Бога. Итак, голос горлицы слышен в стране нашей, смоковница принесла свои плоды (Песн. 2:12-13; LXX). От смоковницы возьмите подобие; когда ветви ее становятся уже мягки и испускают листья, знайте, что близко лето (Мф. 24:32). Хочет Слово Божие возвестить нам, что после зимы, после бурь в душах близится жатва, и говорит: Смоковница принесла свои плоды, виноградные лозы расцвели, распространили аромат свой (Песн. 2:13; LXX), распускаются цветы, придет время - и будут грозди.

Ибо голос твой сладок (Песн. 2:14). И кто не согласится, что сладок голос Церкви вселенской, веру истинную исповедующей, и мерзок и неприятен голос еретиков, которые не учения истинные, но хулы на Бога и неправду на Вышнего глаголют? Так и лик Церкви прекрасен, лик же еретиков уродлив и безобразен - для того, по крайней мере, кто умеет видеть истинную красоту лица, то есть для человека духовного, который все различить умеет. Ибо для людей неопытных и «душевных» софизмы кажутся прекраснее догматов истины.

На Песнь Песней.


Каждый из избранных первоначально должен испытать зимнее время на тесном и узком пути [земной жизни] и через это показать, научился ли он править кормилом, дабы затем последовало то, о чем после перенесенной зимы говорится в Книге Песни Песней. А здесь сказано: Встань, иди, ближняя моя, добрая моя, голубица моя! Ибо вот, зима прошла, дождь миновал, ушел себе (Песн. 2:10-11). И вы должны помнить, что слова зима прошла следует понимать не иначе, как таким образом, что в теперешнюю зиму должны вы заявить свою силу и мужество. А когда зима пройдет, дождь минует и уйдет, тогда цветы покажутся, потому что насажденные в доме Господнем, они расцветут во дворах Бога нашего (Пс. 91:14).

Увещевание к мученичеству.

Лопухин А.П.

Ст. 10-13 Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди

Здесь имеем законченную строфу, начинающуюся и оканчивающуюся приглашением Возлюбленного Невесте пользоваться прелестями наступившей весны, скрывающейся в Палестине по миновании «времени дождей» (этгешамим 1 Езд. 10:9, 13), частнее позднего дождя (малкош). Весенний солнечный луч, прободающий природу, касающийся высоких палестинских гор, не забывает заглянуть и в жилище человека. Встань, прекрасная моя, говорит он всему живущему во святой земле, пора оставить зимний покой и выступить на простор для новой жизни… Стихи 12-13 изображают внешний вид палестинской природы в это время года, по преимуществу называвшееся месяцем цветов, ziv, подобно нашему месяцу маю». (Олесницкий, с. 370). Священный поэт при этом выбирает такие черты весны - цветы, пение, благоухание, - какие способны возбуждать любовь к природе и людям. По нежной любви к природе и свежему аромату, эта «весення песня» есть редкое явление в целой древности.

Толковая Библия.