Толкования на Притч. 2:1

Свт. Климент Александрийский

Ст. 1-4 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище

Мудрость человеколюбива и открыта для всех… Потому слово должно быть для души ученика как семя для земли. И в этом - духовное возрастание… Это значит, что душа соприкасается с душой, и дух - с духом другого, посредством слова взращивая семя, посеянное в другом духе, и оживотворяя его. Ученик, послушный учителю, становится ему сыном.

…Премудрость Божья [проявляется] многократно и многообразно (Евр 1:1), через искусства, науки, веру и дар пророчества. Она проявляется нам во благо, ибо всякая премудрость от Господа и с ним есть во век (Сир 1:1), как говорит Книга Премудрости Иисуса. Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге (Притч 2:3-5). Пророк говорит так, чтобы отличить это от подхода к чувственному восприятию, свойственного философии. В прекрасных и возвышенных словах он заповедует нам искать этого, дабы достигнуть большего в совершенном служении Богу; поэтому богобоязненность противоположна иным чувствам. И о нем, как об откровенном знании, говорится следующее: Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно (Притч 2:6-7). Достигнув совершенства в философии, человек достигает внутреннего ощущения, которое помогает ему на его пути к богобоязненности.

Строматы.

Блаж. Августин

Ст. 1-4 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище

Недостойно, оскорбительно для мудрости сравнение с серебром, но любовь с любовью сравнима. Ибо я вижу, что настолько вы любите серебро, что, как повелит вам сребролюбие, принимаетесь за тяжкий труд, переносите голод, пересекаете море, вверяя себя ветрам и течениям. Поэтому, хоть я должен искоренить то, что вам любезно, но нечего мне добавить к любви, которою вы любите. «Любите так, и не пожелаю Я быть любимым в большей мере», - говорит Бог. «Обращаюсь к ненасытным, обращаюсь к прижимистым: любите деньги - любите столько же и Меня. Конечно же, несравненно Мое достоинство: но большей любви от вас не требую; сколько любите деньги, столько и Меня любите».

Проповеди.


В другом месте, при увещевании людей любить мудрость, Писание говорит, что должно ее искать, будто серебро. Но неужели по этой причине мы будем говорить, что Священное Писание восхваляет сребролюбие? Однако, поскольку известно, скольким трудам и печалям терпеливо подвержены стяжатели, от скольких услад воздерживаются - по страсти ли к приращению средств, по страху ли перед лишением, - сколь прозорливо добиваются они выгоды и благорассудно избегают убытка, как по большей части опасаются захватывать чужое, и иной раз бывают равнодушны к тому, что претерпевают ущерб сами, лишь бы не потерять больше в предприятии и при тяжбе, - вот и мы призваны любить мудрость таким образом, чтобы устремиться алчно к стяжанию ее себе, а также наживать ее для себя все больше и больше. И ни малейшей части ее не лишиться, и невзгоды переживать, и влечения укрощать, и предугадывать будущее, и сохранять честность и благодетельность. И когда удается нам это осуществить, то приобретаем подлинные добродетели, поскольку истинно то, ради чего стараемся, иными словами, оно благоприятствует нашей природе в деле спасения и настоящего благоденствия.

Против Юлиана.

Лопухин А.П.

Ст. 1-9 Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю

Ст. 1-4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1-9 места условного периода, ст. 5 и дал. - понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. VIII:11), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς, мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов - этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова (гл. XXVIII). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости (I:7; IX:10) отчасти же в качестве венца и завершения ее, - еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках - ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3 Цар III:9, 12; Иов XXXII:8; Дан II:21; Прем VII:15) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов XXII:22; Прем VII:25), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: «от лица», (ἀπὸ προσώπου - вследствие смешения евр. миллив, «из уст», со сл. : милланав, «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов XXII:22; Прем VII:25 дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7-8, сн. Пс LXXXIII:12; XC:11-12). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. I:3).