Толкования на Притч. 3:18

Свт. Иларий Пиктавийский

Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее

В Книге Бытия, где законодатель говорил о рае, который насадил Бог, он показал, что всякое выращенное дерево было приятно на вид и хорошо для пищи; описал он и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Орошался же рай рекою, разделявшейся затем на четыре главнейших реки. А о том, чем было это дерево жизни, учит нас пророк Соломон, говоря об увещании к мудрости так: Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и … сохраняют ее! (Притч 3:18). Это древо - живое, и не просто живое, но жизнью разумной - притом разумной настолько, что оно приносит плод и приносит его не беспорядочно и некстати, но строго в свое время. И посажено дерево это у протекающих вод, - разумеется в пределах царства Божьего, - то есть в раю, и там, откуда вытекает река, разделяясь на четыре главнейших реки.

Гомилии на Псалмы.

Прп. Максим Исповедник

Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее

Вопрос: Если в Писании говорится, что мудрость есть древо жизни, а дело мудрости — различать и ведать дерево познания добра и зла (Быт. 2:9), то чем же тогда отличается [последнее] от древа жизни?

Ответ: Учители Церкви, в силу [обитающей] в них благодати могущие сказать многое на сей счет, сочли нужным скорее обойти молчанием это место, поскольку мысль [человеческая] не может достичь глубины многого из того, что начертано [в Писании], - поэтому они и удерживались от того, чтобы изрекать нечто глубокомысленное. А если некоторые [из отцов] и высказывались [по этому поводу], то прежде они определяли способность [восприятия своих] слушателей, а затем изрекали для пользы научаемых лишь некую долю [этой тайны], оставляя большую часть [ее] неисследованной. И я скорее бы рассудил обойти молчанием это место, если бы не догадывался, что [такое умолчание] удручит боголюбезную душу вашу. Поэтому только, ради вас я буду говорить то, что доступно всем и что полезно для разумения как малых, так и великих.

Древо жизни и древо, не являющееся таковым; то, которое именуется «древо жизни» само по себе, и то, которое не есть древо жизни, но только древо познания добра и зла, - [эти оба древа] обладают многими невыразимыми различиями. Ибо древо жизни, разумеется, есть древо, созидающее жизнь, а древо не-жизни есть древо, созидающее смерть. Ибо очевидно, что древо, не созидающее жизнь, поскольку оно не называется «древом жизни», будет созидающим смерть, поскольку ничто другое, [кроме смерти], не противопоставляется жизни в качестве ее противоположности.

Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший божественную заповедь — не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.

Согласно Писанию, оба древа суть способности различения некоторых [вещей], или же [они суть] ум и разум. Так, ум обладает способностью различать умопостигаемые и чувственные, преходящие и вечные [вещи]; более того, эта способность, будучи различающей способностью души, убеждает последнюю одних вещей придерживаться, а других — избегать. Чувство же обладает способностью различать телесное наслаждение и телесную муку; более того, будучи различающей способностью одушевленных и чувственных тел, оно убеждает [их] к одному привлекаться, а от другого отвращаться. И если бытие человека определяется одним только чувственным и телесным различением наслаждения и муки, то он, преступая божественную заповедь, вкушает от древа познания добра и зла, то есть вкушает неразумие по чувству, обладая только различением, сохраняющим [наши] тела; и в соответствии с этим различением он придерживается, как добра, наслаждения и избегает, как зла, муки. А если бытие его полностью определяется духовным различением, отделяющим преходящее от вечного, то он, соблюдая божественную заповедь, вкушает от древа жизни — я имею в виду мудрость, образовывающуюся в уме, - обладая только различением, сохраняющим [нашу] душу; в соответствии с этим различением он придерживается, как добра, славы вечных [вещей] и отвращается, как от зла, от тления преходящих [вещей].

Итак, многим различаются два древа: как свойственным им по природе различением, так и присущим каждому значением, обретающим внешне похожее звучание, в котором отсутствует разграничение понятий добра и зла и которое может произвести великое заблуждение у тех, кто внимает словесам Духа без [надлежащей] мудрости и осторожности. Однако вы, будучи мудрыми через благодать, знайте, что называемое просто злом не всегда есть зло, но в отношении к одному оно является злом, а в отношении к другому не есть таковое; равным образом и называемое просто добром не всегда есть добро, но в отношении к одному оно — добро, а в отношении к другому не является таковым. [Зная это], вы убережетесь от вреда, имеющего истоки в соименности.

Вопросоответы к Фалассию.

Ориген

Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее

Если, следовательно, мудрость - древо жизни, то, без сомнения, есть иное дерево - дерево благоразумия, иное - познания, иное - правосудия. Ибо не говорится, что из всех добродетелей лишь мудрость заслужила того, чтобы называться «древом жизни», а относительно других допускать подобного рода наименования никоим образом нельзя. Стало быть, дерева полевые дадут плод свой (Лев 26:4).

Гомилии на Книгу Левит.


Это следует понимать образно; ибо Сам Христос назван древом жизни. Но подобно тому, как в иных случаях Он представлен и как священник, и как жертва, и одно истолкование не препятствует другому, но каждое в своем месте предлагает относительно Его понимание фигуральное, так же здесь в образах таинств не будет преградой разность обличий, относящихся к одному и тому же [Лицу].

На Книгу Иисуса Навина.


Этот хлеб насущный называется в Писании, как мне кажется, и другим именем - древа жизни, и кто руку к нему простирает и берет от него, тот будет жить вечно. Это древо у Соломона называется и третьим именем - премудростью Божьей: Она - древо жизни для всех держащихся её; и для опирающихся на неё; как на Господа, она непоколебима (Притч 3:18; LXX).

О молитве.

Лопухин А.П.

Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее

См. Толкование на Притч. 3:13