Толкования на Притч. 3:19

Свт. Афанасий Великий

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

Говорит Соломон: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч 3:19). А эта Премудрость есть Слово, и, как говорит Иоанн, все чрез Него начало быть (Ин 1:3), и это Слово есть Христос. Ибо один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1 Кор 8:6). Если же все - Им, то Сам Он не может быть сопричисляем со всеми. Кто осмеливается и о Том, через Которого все, сказать, что Он - единый из всех, тот, без сомнения, то же заключит и о Боге, из Которого - все. Если же кто избегает такого заключения как нелепого и отличает Бога от всех сотворенных существ, то следует ему и о единородном и собственном Отчей сущности Сыне сказать, что Он инаков со всеми существами сотворенными. А когда Он не един из всех, то непозволительно говорить о Нем: было, когда Он не был, а также: не был, пока не рожден. Ибо такие выражения прилично употреблять о созданиях, а Сын таков же, каков и Отец; Он - собственное рождение сущности Его, Слово и Премудрость. Это есть собственность Сына в отношении к Отцу, и это указывает на собственного Отца Сыну. Потому невозможно сказать, что Бог был когда-нибудь без Слова, и невозможно также сказать, что Слово когда-либо не имело бытия. Ибо как был бы Сын, если не от Отца? Или почему Слово и Премудрость, если не всегда был собственностью Отца?

Три слова против ариан.

Свт. Амвросий Медиоланский

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

Павел подтверждает, что это сказано о Сыне: …в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих (Евр 1:10). Итак, либо Сын сотворил небеса, как и апостол хочет, чтобы его понимали, и Сам - конечно, не без Отца - небеса простер, или, как сказано в Притчах, Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч 3:19); здесь сказано, что ни Отец не создал небес Сам, без Сына, ни Сын без Отца.

Пять книг о вере.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

При взгляде на разные стороны и силы природы приходят в движение и деятельность разные стороны и силы нашего духа: при иных - тотчас пробуждается ум и начинает работать воображение самого небогатого смышлением человека; а при иных - в наименее чувствительном возбуждается чувство, а мысль устраняется, даже подавляется.

Так бывает со зрителем природы, очевидно потому, что так устроена сама зримая природа; а почему такова природа, что иною стороною своею возбуждает ум, иною чувство? Глубокий ответ на сие дает в выше приведенных словах Премудрый. По его чистой и святой метафизике в самой природе иное (как небеса с их строгим математическим распорядком) произошло преимущественно под влиянием премудрости Божественной, другое (как бездны вод с их непрестанною движимостью и неопределенностью форм) под особенным влиянием чувства Божественного.

В одном человеке, яко образе Божием, отразилась вся совокупность свойств Божественных, весь Творец.

Итак, человек, познай свое высокое достоинство, и будь тем, для чего был предназначен.

Заметки.

Ориген

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

Ты обнаружишь сказанное в Книге Притчей: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом (Притч 3:19). Итак, речь - о разумении Божьем, которое не ищут иначе как во Христе Иисусе, ибо все то, что относится к Богу, есть Христос. Он - премудрость Божия, Он - сила Божия, Он - и правда Божия, и освящение, и искупление, также Он - и разум Божий. Но с одной стороны, подлежащее одно, с другой же - много есть имен для представлений по их различиям, и не то же самое мыслят в отношении Христа, когда представляют Его премудростью и когда мыслят Его правдой; ибо когда [речь идет] о премудрости, подразумевается знание божественного и человеческого, а когда о правде - имеется в виду сила, воздающая всем по достоинству, когда же об освящении - то, что позволяет верующим в Бога и предавшим себя Ему стать святыми. Так, стало быть, следует понимать Его как разумение - что это знание добра и зла и того, что не есть ни то, ни другое.

На Книгу Иеремии.

Беда Достопочтенный

Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом

Бог-Отец все создал чрез Сына. Премудростью основал землю (Притч 3:19) символически [означает], что Он чрез Сына воздвиг святую Церковь в твердости веры.

На Притчи Соломона.

Лопухин А.П.

Ст. 19-26 Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления

Человек тем более должен стремиться к мудрости, что она не есть только человеческое качество, но сила присущая, - конечно, в бесконечной степени, Самому Богу: высочайшая мудрость составляет печать всей творческой и мироправящей деятельности Божией. Высочайшая премудрость Бога, так творца и промыслителя мира, выразилась в том, что «Господь премудростью (бехокма) основал землю, небеса утвердил разумом: Его Премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» (ст. 19-20).

Под Премудростью, посредством которой Бог предначертал и затем осуществил идею мира, разумеется проявление свойства Божественной Премудрости, но вместе с тем и Ипостасная Премудрость Божия (Сын Божий в Его деятельности до воплощения) в миротворческой Ее деятельности (ср. Притч VIII:22; Прем IX:9; Сир XXIV:10; Ин I:3). Премудрость Божия, со всею очевидностью отобразившаяся в творении мира и всегда являющая себя в его сохранении, должна быть вечным образцом, идеалом для всех ищущих мудрости. Но и богопросвещенная мудрость человеческая - «здравомыслие и рассудительность» (евр. тушийя у-зимма, ст. 21), поскольку источником ее служит та же Премудрость Божия - должна быть предметом внимания и подражания юноши. Плоды мудрости, даже для одной внешней жизни человека, спасительны и разнообразны: правила мудрости, полагаемые в основу деятельности человека, делаются для него источником духовного питания, нравственной крепости, - словом истинной жизненности (ст. 22), мира, спокойствия и успеха во всех делах (ст. 23), безмятежного покоя и безопасности, как от внешних врагов, так и от внутреннего смятения (ст. 24-25, сн. Пс XC:5-6). Это потому, что мудрый во всех отношениях и обстоятельствах жизни возлагает упование свое на Господа, и надежда его никогда не обманет его (ст. 26; ср. ХС:11-12).