Толкования на Притч. 6:16

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 16-19 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

Глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную (Притч 6:17). Говоря об отдельных членах тела, указывает на злые действия. Что в теле - глаза, язык и руки, то же в душе - разум, стремление, решение. Не без цели перечислил он это: для того, чтобы научились обуздывать их, избегая подражания. Проливающие кровь невинную - те, которые пьют кровь Господа и оскверняют себя постыдными делами.

Сердце, кующее злые замыслы (Притч 6:18). Если сердце будет нечистым, то и члены тела делает нечистыми, так как изливает яд наружу… По душевному расположению братья - те, которые имеют благодать усыновления и повинуются одному отцу - Христу; их усиливаются возмутить беззаконные и страстные помыслы, возбуждая сердце к ненависти, а волю - к постыдным делам.

На Притчи Соломона.

Беда Достопочтенный

Ст. 16-19 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями

[Соломон] перечисляет шесть основных грехов, но представляет их менее значительными, чем [деяния] того, кто сеет раздор. Ведь и вправду величайшее злодеяние - то, которое разрушает единство и братство, сплоченное чрез благодать Святого Духа. Так вот, человек может смотреть горделивым взором, произносить лживые речи, запятнать себя убийством, злоумышлять против ближнего, осквернять свои члены и другими преступлениями или выдвигать ложное свидетельство против кого-либо. Однако не следует думать, что лжесвидетельство есть то же, что прежде было названо лживым языком. Ведь ложь может и не быть направлена против ближнего. В своем труде о лжи блаженный Августин учит, что существует восемь ее разновидностей. Грешник может нанести вред или себе самому, или другим, но церковный мир при этом не нарушится. Более тяжкие злодеяния совершили Донат, Арий и их последователи, которые посеяли раздор и раскололи братское единство [Церкви].

На Притчи Соломона.

Лопухин А.П.

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его

См. Толкование на Притч. 6:12